Рефетека.ру / Экология

Контрольная работа: Экология

Содержание:


Задание № 1. Раскрыть теоретический вопрос «Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации»

Задание № 2. Раскрыть теоретический вопрос «Правовые меры охраны атмосферного воздуха»

Задание № 3. Дать понятия следующим определениям:

- экологические преступления;

- экологический мониторинг

Задание № 4. Какую ответственность влечет самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы?

Задание 1

Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации


Понятие и общая характеристика экологических прав граждан


По мнению большинства специалистов в данной области, вопрос об экологических правах гражданина является одним из ключевых в современном экологическом праве, поскольку согласно ст. 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Впервые в российском законодательстве экологические права человека были закреплены в Законе РСФСР от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей природной среды», затем - в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 г. и Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

М.М. Бринчук под экологическими правами человека понимает признанные и за­крепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разно­образных потребностей человека при взаимодействии с природой.

По мнению О.Л. Дубовик, экологические права граждан - это совокупность закрепленных в международных актах, Конституции РФ, специальном экологическом и смежном с ним законодательстве прав индивида, т.е. человека и гражданина, реализуемых в процессе взаимодействия с окружающей средой и обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере.

Экологические права человека относятся к группе фундаментальных естественных (неотчуждаемых) прав человека, возникающих с рождением и прекращающихся со смертью индивида, наряду с такими основополагающими правами, как право на жизнь, свободу слова и вероисповедания, личную неприкосновенность, свободу передвижения, выбор места жительства и др.

Необходимо отметить, что проблему экологических прав человека в мире стали активно обсуждать с середины 60-х годов нашего столетия, когда многие индустриально развитые страны Запада стали ощущать последствия экологического кризиса, вызванной чрезмерным воздействием на окружающую среду и потреблением природных ресурсов.

Политическая сторона экологических прав человека отражена в нормах между родного права, которые нашли выражение в различных декларациях прав человека.

Первые документы ООН, в частности Всеобщая декларация прав человека и гражданина 1948 г., Устав ООН, Международный пакт об экономических, социальных культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. не выделяли права человека на благоприятную окружающую среду непосредственно. В то же время оно выражено опосредованно в ст. 3 Всеобщей декларация прав человека и гражданина 1948 г., закрепившей право человека на жизнь. Кроме того, в ст. Декларации указывается нам такой «жизненный уровень», который необходим человеку для поддержания его здоровья и благосостояния.

Важнейшей вехой в становлении и развитии экологических прав гражданина стала Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде в 1972 году, где впервые была обсуждена как самостоятельная проблема права человека на благоприятную окружающую среду. В частности, принцип 1 Стокгольмской декларации провозгласил, что человек име­ет право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, ка­чество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную от­ветственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Высказывается мнение, что после Стокгольмской конференции 1972 г. начал­ся неизвестный ранее в международном праве процесс его постепенной экологизации. Это проявилось в упоминании о необходимости защиты окружающей среды в узкоспециали­зированных документах в области прав человека (например, во Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания 1974 г.), которые напрямую природоохранные действия не предполагают.

На Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проведенной в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 года, было заявлено, что единственный путь обеспече­ния долгосрочного экономического прогресса - это его увязка с охраной окружающей среды. Принцип 1 Декларации Рио провозгласил: «Люди имеют право на здоровую плодо­творную жизнь в гармонии с природой».

В связи с вступлением России в Совет Европы необходимо учитывать междуна­родные документы о правах человека этой организации. В частности, в рамках Совета Ев­ропы действует ряд документов, регулирующих в той или иной степени отношения в дан­ной сфере. Основными из них являются Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.) и Европейская социальная хартия (вступила в силу 26 февраля 1965 г.). В этих документах не только закрепляются права граждан, но и предусматривается международный правовой механизм их защиты. Поло­жения этих документов юридически обязательны для России как члена Совета Европы.

Выделяют основные (или конституционные) и иные экологические права граждан.

К основным (конституционным) правам относятся, прежде всего, содержащиеся в ст. 42 Конституции РФ:

- право каждого на благоприятную окружающую среду;

- право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждани­на экологическим правонарушением.

Кроме того, к этой группе отнесены следующие конституционные права:

- право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст.36 Конституции РФ);

- право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и ги­гиены (ст. 37 Конституции РФ);

- право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). Для успешной реализации и надежной защиты вышеперечисленных экологических прав важны не имеющие прямого отношения к экологии такие конституционные права, как: право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять инфор­мацию любым законным способом (ст. 29); право на объединение для защиты своих инте­ресов (ст. 30); (право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госорганы и органы местного самоуправления (ст. 33); право каждого на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46) и др.

К группе иных экологических прав относятся права, содержащиеся в других, помимо Конституции, нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ, и, прежде всего – в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который не только закрепил право каждого на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению его защиты.

В частности, согласно ст. 12 Закона, граждане имеют право:

- создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

- направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

- принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

- оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного cамоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

- осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Важные права граждан в области охраны окружающей среды установлены Федеральным законом от 30,03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно ст. 8 которого граждане имеют право:

- на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного в действия на человека;

- получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среде обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначен, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

- осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил;

- на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установлен­ном законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 09.01.96г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населе­ния» установил ряд прав граждан, имеющих непосредственное отношение к данной об­ласти.

Прежде всего, согласно ст. 22 этого Закона, граждане России, иностранные граж­дане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Кроме того, граждане и общественные объединения имеют также право на получение объективной информации от организаций, осуществ­ляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в преде­лах выполняемых ими функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности (ст. 23). Наконец, ст. 26 указанного Закона предоставляет гражданам право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоро­вью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением иони­зирующим излучением сверх установленных данным Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Градостроительный кодекс РФ от 07.05.98 г. № 73-ФЗ, в ст. 7 устанавливает право каждого гражданина на благоприятную среду жизнедеятельности. Это право, в частности, обеспечивается: участием граждан и общественных объединений в осуществлении градо­строительной деятельности; государственным нормированием градостроительной дея­тельности; лицензированием отдельных видов градостроительной деятельности; сертифи­кацией отдельных видов строительных материалов и услуг в области строительства; госу­дарственным и общественным контролем за осуществлением градостроительной деятель­ности и соблюдением законодательства РФ о градостроительстве; компенсацией в адми­нистративном порядке вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законода­тельства РФ о градостроительстве и повлекшего за собой ухудшение среды жизнедея­тельности; возмещением вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результа­те нарушения законодательства РФ о градостроительстве и рядом других мер и мероприя­тий.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 г. № 68-ФЗ «О защите населе­ния от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 18) граждане РФ, в частности, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в государственные ор­ганы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрез­вычайных ситуаций и др.

В.В. Бринчук к экологическим правам граждан относит также право на общее при­родопользование, т.е. право на использование природных ресурсов для удовлетворения разнообразных личных потребностей человека - оздоровительных, рекреационных, эсте­тических, научных, культурных, бытовых. Права граждан на общее природопользование регулируются, в основном, природоресурсным законодательством - Земельным, Водным, Лесным кодексами, законами «О недрах», «О животном мире» и др.

О.Л. Дубовик по субъектам права разделяет экологические права на две группы:

- закрепленные за общим субъектом, т.е. всеми индивидами;

- закрепленные за специальными категориями субъектов, выделенными по профес­сиональному или иным признакам, или за гражданами, проживающими на отдельных тер­риториях.

В первую группу входят конституционные экологические права (ст. 42 Конститу­ции РФ и др.), ко второй группе относятся, например, права граждан, проживающих и ра­ботающих в зонах защитных мероприятий, на безопасные условия проживания и труда, коллективную и индивидуальную защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрез­вычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению хими­ческого оружия и ряд других прав, закрепленных в законодательных актах.

О.И. Крассов считает разновидностью экологических прав право на защиту ис­конной среды обитания коренных малочисленных народов, закрепленное в ст. 8 Феде­рального закона от 30.04.99 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных на­родов Российской Федерации».


Экологические обязанности граждан


Осуществление экологических прав граждан всегда связано с выполнением ими определенных ответных обязанностей перед обществом и государством. Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.

Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане должны выпол­нять обязанности по охране и рациональному использованию природной среды, по вос­становлению нарушенных экологических систем, по предупреждению экологических пра­вонарушений и иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

В ст. 58 Конституции РФ установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. По своему содержанию экологические обязанности граждан подразделяются на общие, относящиеся ко всем или большинству гражданам (природопользователей), и спе­циальные, касающиеся использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, либо связанные с охраной окружающей среды при осуществлении определенных видов деятельности.

Основной перечень общих экологических обязанностей закреплен прежде всего в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11), Федеральном законе «О са­нитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 10) и ряде других норматив­ных правовых актов.

Так, согласно ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды» граждане обязаны:

- сохранять природу и окружающую среду;

- бережно относиться к природе и природным богатствам;

- соблюдать иные требования законодательства.

В соответствии со ст. 10 Закона» О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлении, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществ­ляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

- не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Специальные экологические обязанности представляют собой широкий круг закре­пленных в законодательстве экологических требований, предъявляемых к определенным категориям граждан- природопользователей. Они содержатся как в природоохранном, так и природоресурсном законодательстве. Так, граждане, использующие химические вещества в сельском хозяйстве, обязаны выполнять правила, хранения, транспортировки и применения таких веществ, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной дея­тельности на окружающую среду и ликвидации вредных последствий такой деятельности (ст. 49 Закона «Об охране окружающей среды»).

Кроме того, ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает экологи­ческую обязанность работников - иметь профессиональную экологическую подготовку. В соответствии с указанной статьей, руководители организаций и специалисты, ответствен­ные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, кото­рая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Различают два основных вида экологических обязанностей - позитивные и запре­тительные.

Позитивные обязанности предписывают совершать определенные действия. При­мерами их являются обязанности рационально использовать природные объекты в соот­ветствии с их целевым назначением; применять экологически совместимые технологии; своевременно производить плату за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды и т.д. Запретительные обязанности состоят в запретах осуществлять определенные дей­ствия. Примерами их могут быть запрещение ухудшения состояния окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, запрет нарушать права и за­конные интересы третьих лиц и др.

Задание 2

2. Правовые меры охраны атмосферного воздуха


2.1. Атмосферный воздух как объект правового регулирования


Атмосферный воздух является важным направлением природоохранительной деятельности окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Атмосферный воздух — это природная смесь газов приземного слоя атмосферы, сложившаяся в ходе эволюции Земли.

Атмосферный воздух — это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий coбой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:

— приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

— обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

— недопущение необратимых последствий загрязнения атмо­сферного воздуха для окружающей природной среды;

— обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

— гласность, полнота и достоверность информации о состоя­нии атмосферного воздуха, его загрязнении;

— научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружаю­щей природной среды в целом;

— обязательность соблюдения требований законодательства Рос­сийской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства. Статья 2 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» определяет, что законодательство РФ в области охрана атмосферного воздуха основывается на Конституции РФ из вышеназванного Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Как объект правового регулирования атмосферный воздух подлежит охране, в целях обеспечения которой юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:

— обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вред­ных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и раз­работку предельно допустимых выбросов и предельно до­пустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

— согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на ат­мосферный воздух, с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;

— внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

— планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

— осуществлять мероприятия по предупреждению и устране­нию аварийных выбросов вредных (загрязняющих) ве­ществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации по­следствий его загрязнения;

— осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводит производственный контроль за соблюдением установлен­ных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) ве­ществ в атмосферный воздух;

— соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудова­ния, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

— обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказываю­щих вредное воздействие на атмосферный воздух;

— обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмо­сферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализи­рованные места складирования или захоронения таких отхо­дов, а также на другие объекты хозяйственной и иной дея­тельности, использующие такие отходы в качестве сырья;

— выполнять предписания должностных лиц специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и его тер­риториальных органов, других федеральных органов ис­полнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Рос­сийской Федерации, законодательства субъектов Россий­ской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

— немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанес­ло вред здоровью людей и (или) окружающей природной сре­де, в государственные органы надзора и контроля; предоста­влять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны атмосферного воздуха и надзор за соблюдением законодательства Россий­ской Федерации, своевременную, полную и достоверную ин­формацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;

— соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмо­сферного воздуха и его территориальными органами, дру­гими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Объекты правового регулирования обозначаются рядом терминов в зависимости от целей их охраны, от того, какой отраслью права устанавливаются нормы об их статусе и режи­ме использования.


2.2. Государственное управление и контроль в области охраны атмосферного воздуха


Государственное управление в области охраны атмосфер­ного воздуха осуществляется на основе определенных принци­пов, таких как: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного вой духа, его загрязнении; научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется:

1) Правительством Российской Федерации как непосредственно, так и через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха;

2) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом «Об охране атмосферного воздуха» определены полномочия органов государственной власти РФ, полномочия органов государственной власти субъектов РФ, полномочии) органов местного самоуправления, которые они реализуют при осуществлении управления в области охраны атмосферной воздуха. Рассмотрим некоторые из них на примере деятельности органов государственной власти Российской Федерации.

Статья 5 ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в данной области относит: — формирование и проведение единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Российской Федерации; — установление порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха;

— формирование единой нормативно-методической базы в области охраны атмосферного воздуха;

— формирование и обеспечение реализации федеральных це­левых программ охраны атмосферного воздуха;

— установление порядка государственного учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

— установление порядка разработки технических нормативов выбросов, утверждение технических нормативов выбросов, а также перечня объектов (кадастров), в отношении кото­рых они разрабатываются;

— установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

— установление порядка определения и взимания платы за загрязнение атмосферного воздуха, а также порядка возмещения вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха и вред­ными физическими воздействиями на атмосферный воздух;

— установление порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

— установление порядка использования сборов, полученных за выдачу разрешении на выбросы вредных (загрязняю­щих) веществ в атмосферный воздух и на Вредные физиче­ские воздействия на атмосферный воздух;

— установление порядка организации и проведения государ­ственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

— организацию и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения;

— установление порядка ограничения, приостановления или пре­кращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмо­сферный воздух и (или) вредных физических воздействий на атмосферный воздух, которые осуществляются с нарушением условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вред­ных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вред­ные физические воздействия на атмосферный воздух;

— координацию деятельности органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации в области охраны ат­мосферного воздуха;

— установление порядка сертификации топлива, технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок, подтверждающей их соответствие требованиям охраны атмосферного воздуха;

— определение величины уменьшения выбросов вредных (за­грязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в ко­торые будет осуществлено такое уменьшение, в соответ­ствии с федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами Российской Федерации в данной области;

— организацию информирования населения о загрязнении ат­мосферного воздуха и выполнении федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

— осуществление иных полномочий в области охраны атмо­сферного воздуха в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Выделяют государственный контроль, производственный и общественный контроль.

Государственный контроль за охраной атмосферного воз­духа обеспечивает соблюдение условий, установленных разре­шениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в ат­мосферный воздух и на вредные физические воздействия на него; стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения произ­водственного контроля за охраной атмосферного воздуха; режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационар­ные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; выполнения федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха, программ субъектов Российской Федерации охраны атмосферного воздуха и вы­полнения мероприятий по его охране; а также иных требова­ний законодательства Российской Федерации в области охра­ны атмосферного воздуха.

Производственный контроль осуществляется юридически­ми лицами, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воз­дух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного возду­ха, и организуют экологические службы. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля, и об организации экологических служб, а также результаты произ­водственного контроля представляются в территориальные ор­ганы специально уполномоченного федерального органа ис­полнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

Выделяют также общественный контроль. Порядок ею осу­ществления определяется законодательством Российской Феде­рации и законодательством субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, законодатель­ством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской федерации об общественных объединениях.

Контроль в области охраны атмосферного воздуха осу­ществляется должностными лицами специально уполномочен­ного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и его территориальных органов.

В целях осуществления своей деятельности государствен­ные инспектора по охране природы имеют право в установлен­ном порядке проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и работу очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами; определять размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха; да­вать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об, устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, в том чис­ле об ограничении, о приостановлении или о прекращении вы­бросов вредных веществ в атмосферный воздух и вредных фи­зических воздействий на него; привлекать к административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц, ви­новных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Государственные инс­пектора имеют и другие права, а также определенные обязанно­сти, перечень которых предусмотрен ФЗ «Об атмосферном воз­духе», а также Положением о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г.


2.3. Правовые меры охраны атмосферного воздуха


Правовому регулированию охраны атмосферного воздуха, климата и озонового слоя уделяется очень большое внимание как в отдельных государствах, так и международным сообще­ством.

В Российской Федерации охрана атмосферного воздуха проводится по следующим направлениям.

1. Проводятся различные программы и мероприятия по охране атмосферного воздуха, которые осуществляют и разра­батывают юридические лица, имеющие источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а также вредного фи­зического воздействия на атмосферный воздух.

Проекты программ охраны атмосферного воздуха могут выноситься на обсуждение граждан и общественных объеди­нений в целях учета их предложений при планировании и осу­ществлении мероприятий по улучшению качества атмосфер­ного воздуха.

Необходимо обратить внимание на то, что мероприятия по охране атмосферного воздуха не должны приводить к загряз­нению других объектов окружающей природной среды.

2. Осуществляется финансирование программ охраны ат­мосферного воздуха и мероприятий по его охране.

3. Устанавливаются нормативы качества атмосферного возду­ха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, Это необходимо для определения критериев безопасности и без­вредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состоя­ния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и эко­логические нормативы качества атмосферного воздуха и пре­дельно допустимые уровни физических воздействий на него.

4. Устанавливаются технические и предельно допустимые нормативы выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

Технические нормативы отдельных видов выбросов уста­навливаются для стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся ис­точниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются для конкретного стационарного источника выбросов вредных ве­ществ в атмосферный воздух и их совокупности, т. е. органи­зации в целом.

5. Осуществляется государственная регистрация вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ спе­циально уполномоченным федеральным органом исполнитель­ной власти в области охраны атмосферного воздуха совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

6. Устанавливается необходимость получения разрешения в случае осуществления выброса вредных веществ в атмосфер­ный воздух стационарным источником. Разрешение выдается территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правитель­ством Российской Федерации. При отсутствии разрешений на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешения­ми, выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и вред­ные физические воздействия на него могут быть ограничены приостановлены или прекращены в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

7. Устанавливаются общие требования к хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на атмосферный воздух. Это необходимо в целях предупреждения вреда, который может быть причинен окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека, стандартами на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию.

8. Устанавливаются требования охраны атмосферного воз­духа при проектировании, размещении, строительстве, рекон­струкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной дея­тельности.

Согласно этим требованиям должно:

— обеспечиваться непревышение нормативов качества атмо­сферного воздуха в соответствии с экологическими, сани­тарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий;

— учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществле­нии указанной деятельности;

— предусматриваться меры по уменьшению выбросов вред­ных веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными специаль­но уполномоченным федеральным органом исполнитель­ной власти в области охраны атмосферного воздуха и дру­гими федеральными органами исполнительной власти;

— обеспечиваться непревышение нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

— обеспечиваться регулирование выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств;

— обеспечиваться регулирование выбросов вредных веществ при хранении, захоронении, обезвреживании и сжигании отходов производства и потребления. Юридические лица, отходы производства и потребления которых являются ис­точниками загрязнения атмосферного воздуха, обязаны обеспечивать своевременный вывоз таких отходов на спе­циализированные места их хранения или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной дея­тельности, использующие такие отходы в качестве сырья.

9. Проводятся мероприятия по защите населения при изме­нении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей.

10. В целях уменьшения трансграничного загрязнения ат­мосферного воздуха источниками выбросов вредных веществ, расположенными на территории Российской Федерации, Рос­сийская Федерация обеспечивает проведение мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в ат­мосферный воздух, а также осуществляет другие меры в соот­ветствии с международными обязательствами Российской Фе­дерации в области охраны атмосферного воздуха.


Задание 3


Экологическое преступление представляет собой предусмотренное уголовным законом и запрещенное под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивают оптимальную жизнедеятельность человека, на экологическую безопасность населения и территорий и состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов как социальной ценности, что впоследствии приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению и повреждению объектов.

Экологический мониторинг – это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.


Задание 4


Какую ответственность влечет самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы?


Если это повлекло за собой порчу плодородного слоя земли, что за данное деяние наступает уголовная ответственность по ст. 254 УК РФ (порча земли).

Эта статья УК восполняет один из существенных пробелов ранее действовавшего уголовного законодательства и обеспечивает защиту земли от преступных посягательств.

Законодатель стремится упорядочить деятельность землепользова­телей, субъектов хозяйственной и иной деятельности по обращению с опасными химическими или биологическими веществами и отходами, а также субъектов деятельности, в результате которой производятся вредные для состояния земли продукты (отходы).

Предметом данного преступления является земля, как любые виды земельных участков (угодий): освоенные, осваиваемые либо неосваиваемые человеком, выведенные из оборота независимо от форм собст­венности на землю или характера владения ею. В том числе в предмет входят земли: сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного на­значения; природоохранного, а также природно-заповедного, оздорови­тельного, рекреационного и историко-культурного назначения; лесного и водного фондов, а также земли запаса. В смысле данной статьи смеж­ным с термином «земля» является понятие «почвы» как минерально-органическое образование, поверхностный слой земли, характеризую­щийся плодородием.

Объективная сторона данного преступления сформулирована сложно и представляет собой деяние (действие или бездействие), выраженное в форме отравления, загрязнения или иной порчи земли вред­ными продуктами хозяйственной или иной деятельности и совершен­ное путем нарушения правил обращения с удобрениями, стимулятора­ми роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транс­портировке, повлекшего причинение вреда здоровью человека или ок­ружающей среде.

Для обозначения процессов вредного воздействия на земли специ­альное земельное и экологическое законодательство употребляет ряд терминов: загрязнение, захламление, заиление, заболачивание, подтоп­ление, опустынивание, иссушение, переуплотнение, эрозия почвы, порча, уничтожение плодородного слоя почвы, заражение почвы возбу­дителями бактериальных, паразитарных и инфекционных заболеваний и т.п. Указанные процессы вызывают деградацию земель, дальнейшее использование которых может привести к угрозе жизни и здоровью человека, чрезвычайным ситуациям, катастрофам, разрушению исто­рико-культурного наследия и природных ландшафтов, негативным экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной продукции и водных источников (см.: Положение о порядке осущест­вления государственного контроля за использованием и охраной зе­мель в Российской Федерации от 23 декабря 1993 г., Положение о порядке выдачи лицензий на проведение исследований по выявлению деградированных и загрязненных земель от 7 декабря 1993 г., утверж­денное приказом Минприроды РФ и Роскомзема РФ от 1 декабря 1993 г., и другие акты).

Согласно Приложению I к Инструкции по организации и осущест­влению государственного контроля за использованием и охраной зе­мель органами Минприроды РФ от 25 мая 1994 г., захламление земель представляет собой размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолома, стеклобоя, строительного мусора, древесных ос­татков и др.), а загрязнением земель является ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые по­верхности и т.д.), характеризующееся увеличением (появлением) хи­мических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее суще­ствовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода). При этом загрязнение земель применяемыми в сельском и лесном хозяйстве средствами химизации характеризуется увеличением их содержания свыше предельно или ориентировочно допустимых кон­центраций в почве.

Порча (или уничтожение плодородного слоя почвы) определяется указанным актом как частичное или полное разрушение плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий и характе­ризуется утратой плодородного слоя или ухудшением его физических или биологических свойств, а также снижением природно-хозяйственной ценности земель.

Таким образом, употребляемые законодателем понятия представля­ют собой соподчиненные термины. Порча земли — действия (бездейст­вие), приводящие к разрушению или уничтожению плодородного слоя; загрязнение — привнесение в землю не характерных для нее физичес­ких, химических, биологических веществ, соединений, организмов; от­равление — привнесение их в земли в степени, приводящей к невозмож­ности какого-либо использования земель.

Нарушение правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами может быть совершено в виде действий или бездействия. Указанные вещества специально предназначены для использования в сельскохозяйственном производстве либо для люби­тельского и иного некоммерческого выращивания растений.

Хозяйственная или иная деятельность — это любые виды воздейст­вия на землю для достижения производственных, научных или иных результатов, т.е. выращивание сельскохозяйственных растений, прове­дение экспериментов, связанных с изменением растительного покрова или состава почв, и пр.

Квалифицированные составы выделяются по месту совершения преступления — в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычай­ной экологической ситуации (ч. 2), а также по последствиям преступ­ления, повлекшим по неосторожности смерть человека.

Оконченным данное преступление будет с момента наступления любого из указанных последствий.

Субъективная сторона — косвенный умысел (ч. 1 и 2) и неосторож­ность (ч. 3).

Субъект преступления — любое лицо, достигшее 16-летнего возрас­та и осуществляющее хозяйственную или иную деятельность, связан­ную с обращением (использованием, хранением, транспортировкой) удобрений, стимуляторов роста растений и других веществ.

Список использованных источников:


Основная литература

Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юрист, 2000

Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. – М.: издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 2002

Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. – М. 2001

Экологическое право: Учебник для вузов /Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Курочкина и др. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, Закон и право, 2004


Дополнительная литература:

Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003

Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник для высших учебных заведений. – М, 2001

Экологическое право. Курс лекций: Учебное пособие /Под ред. А.П.Анисимова. – М.: 2003

Права человека: Учебник для вузов /отв.ред. Е.А. Лукашева. – М., 2003

Теория государства и права: Учебник для вузов /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М, 2002


Нормативно-правовые акты:

10. Конституция Российской Федерации 1996г

11. Градостроительный кодекс РФ 1998г

12. ФЗ РФ от 10 января 2002г № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

13. ФЗ РФ от 30.04.99 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных на­родов Российской Федерации»

14. ФЗ от 4 мая 1999г № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

15. ФЗ от 30 марта 1999г № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»»

16. ФЗ от 9 января 1996г «О радиационной безопасности населения»

Рефетека ру refoteka@gmail.com