Рефетека.ру / Педагогика

Курсовая работа: Современное состояние системы профессионального образования Тульской области

Министерство Образования РФ

Тульский Государственный Педагогический

Университет им Л.Н.Толстого


КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:


«Современное состояние системы

профессионального образования

Тульской области»


Выполнил: Студент ФТЭСХ группы 3»В» Родин А.Б.

Проверила: Преподаватель

кафедры ПиМПО Качура Н.Е.


Тула 2004


Содержание:

Введение 3

Начальное профессиональное образование 5

2. Среднее профессиональное образование 16

3. Высшее и послевузовское профессиональное образование 19

4. Анкетирование 27

Заключение 28

Литература 31


Введение

Современная экономическая ситуация в России предъявляет более же­сткие требования к качеству профессионального образования (ПО), предостав­ляемого образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества невозможно без совершенствования ПО, без его перехода на новый уровень. Профессиональные учебные заведения становятся основным каналом подго­товки молодого пополнения квалифицированной рабочей силы, воспроизводст­ва дипломированных работников, выступая, как составная часть общей системы образования и как звено народнохозяйственного комплекса страны.

Решение проблем жизнеобеспечения заставляет руко­водителей учебных заведений обменивать изготовленную продукцию на необ­ходимые материалы и оборудование, что часто приводит к невыплатам зара­ботной платы учащимся за проделанную работу. Учреждения профессионального образования вынуждены за­ниматься предпринимательской или иной, приносящей доход, деятельностью. Это оказание платных образовательных и транспортных услуг, сдача в аренду помещений, доход от собственной столовой и др. Все заработанные средства расходуются в основном на поддержание жизнедеятельности учреждения: ос­нащение учебно-воспитательного процесса, материально-техническое обеспе­чение, хозяйственно-коммунальные нужды, заработную плату и материальную помощь сотрудникам.

В постоянно меняющихся социально-экономических условиях возникают проблемы не только финансово-экономического обеспечения учреждений образования, но и проблемы соответствия перечня профессий требованиям рынка труда и образовательных услуг, стан­дартизации образования, кадрового обеспечения, воспитательной работы. В основном все из них зависят от внутреннего потенциала системы образования в це­лом и входящих в нее учреждений.

Решением ряда проблем в Тульском регионе занимается Департамент образования Тульской области. Но, чтобы достичь успеха в преобразовании системы, необходимы законы не регионального, а федерального значения.

Конечно, сейчас продолжается переход на новый Перечень профессий, который разработан на основе современных принципов формирования общегосударственной номенклатуры профессий с учетом структурных изменений в экономике РФ, необходимости интеграции профессионально-квалификационной структуры рабочих, подготавливаемых в России, и аналогичных структур в промышленно раз­витых странах мира. Поэтому подготовка специалистов в учреждениях профессионального образования (ПО) предусмат­ривает возросшую самостоятельность органов управления образованием субъ­ектов РФ, образовательных учреждений (ОУ) в решении вопросов содержания и организации про­фессионального образования на региональном уровне.

Важным этапом в работе учреждений ПО является анализ качества подготовки рабочих кадров в ходе организации и проведения выпускных ква­лификационных экзаменов.

Среди вопросов, обсуждаемых на педсоветах, ведущее место занимают совершенствование качества профессиональной подготовки, организации и проведения производственного обучения, работа по повышению качества зна­ний.

Как же адаптировать систему профессионального образования к новой политической, социальной и экономической реальности? Как решить проблему финансово-материального обеспечения ОУ? Как совершенствовать существующую систему и как стратегически спланировать деятельность ОУ Тульской области? Эти и другие вопросы особенно волнуют в настоящее время.

Объектом моей курсовой работы является: система профессионального образования Тульской области.

Предметом является: современное состояние и тенденции развития профобразования в Тульской области.

Цель работы: Исследование состояния, функционирования, и развития системы профессионального образования Тульской области.

Гипотеза: условия и тенденции развития системы профессионального образования Тульской области зависят от предъявляемых к ним требованиям, а также от успеха адаптации к новой политической, социальной и экономической действительности.

Задачи:

1. Охарактеризовать современное состояние системы профессионального образования Тульской области.

2. Выявить основные проблемы НПО и попытаться найти пути их решения.

3. Выделить основные направления развития профессионального образования.


1. Начальное профессиональное образование


В изменяющихся социально-экономических условиях, кроме проблемы финансово-экономического обеспечения учреждений начального профессио­нального образования (НПО), среди основных остаются вопросы соответствия перечня профессий потребностям рынка труда и образовательных услуг, стан­дартизации образования, кадрового обеспечения, воспитательной работы. Многие из них, прежде всего, зависят от внутреннего потенциала системы в це­лом и входящих в нее учреждений.

В настоящее время департамент образования продолжает работу по следующим основным направлениям:

формирование региональной политики в области ПО;

развитие интеграционных процессов между профессиональными учебными заведениями всех уровней;

налаживание социального партнерства в сфере подготовки и переподготовки кадров в различных отраслях экономики региона;

регламентация деятельности учреждений НПО;

переход на обновление качества профессионального образования в
соответствии с требованиями государственных стандартов нового поколения;

перепрофилирование учреждений ПО, создание новых типов учебных
заведений, открытие подготовки по новым профессиям.

В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ проводится работа с руководителями учрежде­ний НПО по подготовке и оформлению уставов и учредительных договоров. В настоящее время все 43 профессиональных училища и лицея области их име­ют. [3]

По мере реализации концепции реформирования системы начального профессионального образования, основанной на Законе РФ «Об образовании», важное значение приобретает государственно-общественный контроль за деятельностью ОУ, осуществляемый через их лицензирование, аттестацию и го­саккредитацию.

Отделом развития начального, среднего и высшего профессионального образования осуществляется работа по лицензированию учреждений НПО. В основном она связана с окончанием срока действия лицензий. Проводятся консультации по оформлению пакета документов, представляемых на лицензи­рование, с последующей экспертизой условий осуществления образовательной деятельности. Из 43 профессиональных училищ и лицеев области 7 не представили документы для получения лицензии. Также ведется работа и по лицензированию негосударственных образовательных учреждений, осу­ществляющих профессиональную подготовку (в том числе отделов подготовки кадров предприятий области).[5]

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Законом Тульской области «О начальном профессиональном образовании» учебные заведения по­лучили самостоятельность в формировании контингента учащихся и препода­вателей, в выборе форм и методов обучения, учебно-методической литературы и т. д. В этих условиях первостепенную роль приобретает соответствие резуль­татов обучения определенным нормам и стандартам.

Процедуру аттестации в 2002 году прошли 6 государственных образова­тельных учреждений начального профессионального образования - ПУ №№ 32, 36, 39, 40, 41, 44. Ведущими показателями оценки деятельности ОУ в ходе ат­тестации являются: качество подготовки выпускников в соответствии с требо­ваниями Государственного стандарта профессионального образования; содер­жание учебно-программной документации и методического обеспечения; нали­чие учебно-материальной базы, отвечающей требованиям реализуемых обра­зовательных программ; уровень квалификации инженерно-педагогических кад­ров.[3]

По результатам аттестации оказывается конкретная помощь образова­тельному учреждению в устранении выявленных недостатков в их деятельно­сти или в поддержке персональных творческих инициатив, определяется место ОУ в системе подготовки кадров по соответствующей группе профессий и спе­циальностей в регионе, осуществляется социальная защита молодежи и взрос­лого населения от предоставления некачественных образовательных услуг.

Подготовка рабочих кадров и специалистов в нашей области осуществ­ляется в 52 учреждениях начального профессионального образования с общим контингентом 19856 человек. Статус профессионального лицея имеют 13 учебных заведений - ПЛ №№ 1, 4, 6, 7, 11, 17, 18, 19, 25, 26, 35, 42, 43.

Контингент обучающихся на конец 2002 года составил:

дневное отделение — 17555 чел.;

вечернее (сменное) отделение — 820 чел.;

ПУ при ИТУ Министерства юстиции России — 1340 чел.;

водители для Вооруженных Сил РФ — 36 чел.;
-спецПУ—105 чел.[5]

Обучение в учреждениях НПО осуществляется более чем по 70 профес­сиям и специальностям. Преобладает доля профессий производственной (из них наибольшее количество профессий машиностроения) и сельскохозяйст­венной сфер, а также автомобильного транспорта, строительного профиля.

В связи с изменениями, происходящими в экономике, учреждения НПО проводят работу по открытию новых специальностей: в ПЛ №№ 1 и 42 стали обучать профессии «пекарь-мастер», возрождаются забытые профессии: в ПУ № 22 вновь открывается специальность «сборщик обуви».[3]

Продолжается переход на новый Перечень профессий, который разработан на основе современных принципов формирования общегосударственной номенклатуры профессий с учетом структурных изменений в экономике РФ, не­обходимости интеграции профессионально-квалификационной структуры рабо­чих, подготавливаемых в России, и аналогичных структур в промышленно раз­витых странах мира. Подготовка специалистов в учреждениях НПО предусмат­ривает возросшую самостоятельность органов управления образованием субъ­ектов РФ, ОУ в решении вопросов содержания и организации начального про­фессионального образования на региональном уровне.

Одной из основных задач сейчас является восстановление связей с предприятиями различных форм собственности. Позитивные процессы в ряде отраслей экономики области, произошедшие в последние го­ды, требуют особого внимания в вопросах подготовки высококвалифицирован­ных рабочих кадров в учреждениях НПО. Закон Тульской области «О начальном профессиональном образовании» предусматривает разработку программы развития НПО, которая должна определить спектр профессий, необходимых на региональном уровне, и подготовку кадров по современным технологиям. Од­ним из основных направлений этой программы является развитие социального партнерства, связей с предприятиями. [9]

Социальное партнерство должно способствовать повышению качества подготовки будущих специалистов, которое напрямую зависит от состояния учебно-материальной базы. Крайне важно участие социальных партнеров, прежде всего работодателей, в оснащении учреждений НПО современным оборудованием, сырьем, материалами.

Кроме того, невозможно совершенствовать содержание начального профессионального образования и обеспечить повышение выпускных стандартов, ориентацию их на международный уровень качества, не предусмотрев участие работодателей в их формировании. Важно также создать условия по обеспечению использования базы предприятий всех форм собственности для организации производственного обуче­ния учащихся учреждений НПО.

Востребованность выпускников профессиональных училищ и лицеев предприятиями и организациями - один из важнейших показателей работы учебного заведения. Деятельность педагогических коллективов ПЛ №№ 4, 26, 43, ПУ № 9 направлена на то, чтобы выпускники были востребованы рынком труда по полученной профессии. Более 90 % выпускников этих учебных заве­дений трудоустроены на предприятия г. Тулы.[5]

Анализ основных базисных данных системы НПО показывает, что при­оритетными направлениями остаются динамичное развитие номенклатуры профессий и специальностей, по которым ведется подготовка, внедрение мно­гоуровневой системы подготовки, ориентированной на выпуск специалистов широкого профиля.

В этой связи учреждения НПО нуждаются:

- в объективном прогнозе потребности области в кадрах и специалистах;

- восстановлении связи между учреждениями НПО и работодателями.

В соответствии с учебными планами и программами в учреждениях на­чального профессионального образования осуществляются планирование и ор­ганизация производственной деятельности.

За 2003 год в учебно-производственных мастерских учреждений НПО из­готовлено продукции на 2,6 млн. рублей (по плану 1,8 млн. руб.), реализовано на 2,1 млн. рублей.

Организация обучения в производственных мастерских учебного за­ведения на выпуске готовой общественнополезной продукции повыша­ет интерес учащихся к избранной профессии, позволяет мастерам производственного обучения более эффективно осуществлять контроль за форми­рованием у них профессиональных навыков и умений.

Наибольший объем изготовленной продукции - в ПЛ № 26, № 43, ПУ № 3, № 24,

№ 30, спецПУ № 1. При этом в соответствии с плановыми показателями в данных учебных заведениях учащимся выплачивается заработная плата.[5]

Решение внутриучилищных проблем жизнеобеспечения заставляет руко­водителей учебных заведений обменивать изготовленную продукцию на необ­ходимые материалы и оборудование, что часто приводит к невыплатам зара­ботной платы учащимся за проделанную работу.

Так, например, выполнен значительный объем в учебных мастерских ПУ № 12, ПУ № 31, ПУ № 41, но не выпол­нены плановые показатели по заработной плате учащимся, а ПУ №№ 5, 44, 54 и ПЛ №№ 6, 42 вообще ее не выплачивают.[5]

Не решаются вопросы организации производственной деятельности на выпуске общественно-полезной продукции в учебных мастерских ПЛ №№ 1, 4, ПУ №№ 8, 14, 20, 22. Объем выпускаемой продукции - 0 Не в полной мере вы­полнен план производственной деятельности в ПЛ №№ 18, 25; ПУ №№ 9, 10,13,16,27,34.[5]

Учреждения начального профессионального образования вынуждены за­ниматься предпринимательской или иной, приносящей доход, деятельностью. Это оказание платных образовательных и транспортных услуг, сдача в аренду помещений, доход от собственной столовой и др. Все заработанные средства расходуются в основном на поддержание жизнедеятельности учреждения: ос­нащение учебно-воспитательного процесса, материально-техническое обеспе­чение, хозяйственно-коммунальные нужды, заработную плату и материальную помощь сотрудникам.

Важным этапом в работе учреждений НПО является анализ качества подготовки рабочих кадров в ходе организации и проведения выпускных ква­лификационных экзаменов.

Среди вопросов, обсуждаемых на педсоветах, ведущее место занимают совершенствование качества профессиональной подготовки, организации и проведения производственного обучения, работа по повышению качества зна­ний.

Департамент образования рекомендует в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников привлекать к работе в составе комиссии пе­дагогических работников учреждений НПО аналогичного профиля, что позволит более объективно оценивать знания и умения учащихся в соответствии с квалификационными требованиями, а также обмениваться опытом организации и проведения выпускных квалификационных экзаменов.[6]

Преподавателями и мастерами ведется работа по подготовке учащихся к итоговой аттестации: оформляются стенды «В помощь выпускнику», подготав­ливаются экзаменационные билеты, проходят консультации, разрабатываются рекомендации по выполнению пробной квалификационной и письменной экза­менационной работ. Положительный опыт работы можно отметить в ПЛ №№11, 18,25,43; ПУ№№13, 14,29.[5]

В последнее время в области наметилась тенденция к подъему произ­водства, в связи с этим возникла потребность в рабочих кадрах и соответст­венно возросла возможность организации предвыпускной производственной практики на предприятиях. В учебных заведениях, где такой возможности нет, I практика организуется на базе учебно-производственных мастерских. Надо от­метить, что не на всех экзаменах представлены наряды на выполненные рабо­ты с указанием нормы выработки и оценки их качества. Не менее чем за полго­да на методических комиссиях утверждаются перечень и содержание квалифи­кационных работ, соответствующих требованиям профессиональной подготов­ки.

Темы письменных экзаменационных работ в основном соответствуют на­правлениям производственной практики и содержат необходимые разделы. УМК НПО разработаны методические рекомендации по оформлению письмен­ных экзаменационных работ. Требовательно подходят к их оформлению в ПЛ №№11,43.[8]

Итоговая аттестация показала достаточный уровень обученности уча­щихся в соответствии с требованиями квалификационных характеристик по профессиям. В результате обучения учащиеся освоили знание материалов, применение инструментов и приспособлений, научились пользоваться литера­турой, работать самостоятельно, организовывать свое рабочее место, соблю­дать требования охраны труда и техники безопасности.[3]

Действующее образовательное законодательство определяет основные направления воспитательной работы. Это приоритет общечеловеческих ценно­стей; свободного развития личности; воспитания в духе патриотизма, прилежа­ния; уважения законов и прав человека; любви к природе и семье; самоопреде­ление личности, создание условий для ее самореализации.

Исходя из этого, департамент образования и учреждения НПО области определяют в своих планах направления воспитательной работы с учащимися. Отдел развития начального, среднего и высшего профессионального образования департамента постоянно проводит семинары-совещания с заместителями директоров по УВР, на которых рассматриваются актуальные вопросы воспитания. В октябре 2001 года семинар был посвящен теме «Развитие досуговой, клубной деятельности учащихся».[3]

Необходимость указанной темы была обоснована проводимым област­ным смотром-конкурсом художественного творчества учащихся «Дороги, которые мы выбираем» в соответствии с российской программой «Арт-Профи Фо­рум». Его организаторами стали департамент образования, комитет по моло­дежной политике администрации области, областная организация общероссий­ской общественной организации «Российский союз молодежи», областной центр детского и юношеского творчества. Темой художественного творчества смотра была реклама-презентация профессий. В зональных конкурсах приняло участие около 500 учащихся из 27 профессиональных училищ и лицеев.[3]

Для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе был проведен семинар «Ценностные ориентации учащейся молодежи. Формирова­ние ценностных установок личности».

По этой проблеме заслуживает внимания опыт работы коллектива ПЛ № 1 г. Новомосковска, где разработаны модели выпускника, преподавателя и мастера производственного обучения. Здесь используются разнообразные формы и методы по ценностному воспитанию учащихся: курс бесед о пробле­мах общения в семье, учебном учреждении, на работе; цикл уроков по теме «Человек: ценности, творчество»; при каждом учебном кабинете работают предметные кружки, что позволяет учащимся расширить представление об ок­ружающем мире и определить в нем свое место.[3]

Учреждения НПО проводят большую работу по формированию у учащих­ся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, го­товности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Благодатные возможности для этого создались в период подготовки к 60-летию героической обороны гор. Москвы и Тулы. 6 де­кабря 2001 года проведена научно-практическая конференция руководящих ра­ботников, преподавателей истории, обществознания учреждений НПО области, ветеранов Великой Отечественной войны и педагогического труда по теме «Значение Тулы в защите страны в годы Великой Отечественной войны». Это­му были посвящены мероприятия в лицеях и училищах. На высоком эмоцио­нальном уровне прошли День защитников Отечества и День Победы.[3]

Департамент образования провел комплексную проверку воспитательной работы ПЛ № 4 г. Тулы. Итоги проверки показали, что в лицее плодотворно реализуется система ученического самоуправления, укрепляется сотрудниче­ство педагогов и учащихся в управлении учреждением, развиваются его колле­гиальные формы.[8]

Во всех учреждениях НПО организована работа по предупреждению распространения наркомании, ставшей одной из грозных проблем общества. В ма­териалах российского социологического исследования по проекту «Социальный портрет учащихся системы НПО», проведенного по заданию МО РФ, указыва­ются основные причины употребления наркотиков: заглушить неудовлетворен­ность жизнью (36,3 %), по глупости (28,7 %), испытать возбужденное состояние (17,8 %), от скуки (14,2 %). Приведенные факты позволяют сделать вывод о том, что альтернативой наркозависимости учащихся должно стать дальнейшее усиление воспитательной работы в учреждениях НПО.[8]

Отдел развития начального, среднего и высшего профессионального об­разования департамента проанализировал состояние профилактической рабо­ты по предупреждению распространения наркомании в учреждениях начально­го профессионального образования области. В результате отмечено, что в профессиональных лицеях и училищах проводится анкетирование, имеющее целью ориентировочное ознакомление со степенью распространения психоак­тивных веществ и выявление отношения к ним учащихся. По результатам анке­тирования, индивидуальных бесед с учащимися и их родителями, изучения жилищно-бытовых условий заполняются социальные карты, по которым можно выделить подростков, составляющих группу риска.[10]

В ПЛ № 11 г. Тулы подготовлена программа активного комплексного про­тиводействия распространению психоактивных веществ. Главное в ней - лич­ность обучающегося и основные среды, в которых реализуется его жизнедея­тельность. Предпочтение отдается первичной профилактике, ориентированной на воспитание человека, способного самостоятельно справиться с жизненными затруднениями. В нее включена система мониторинга. Антинаркотические программы имеют ПЛ №№ 7 и 42, ПУ №№ 3 и 9, раз­рабатываются программы в ПЛ № 25 и ПУ № 9. В соответствии с областной программой «Комплексные меры борьбы с. распространением наркомании и незаконным оборотом наркотиков в Тульской области на 2001-2003 г.г.» в учреждениях НПО проводилась работа по введению в образовательные программы предметов ОБЖ и физкультуры, курсов ан­тинаркотического просвещения, пропаганды здорового образа жизни. Такие программы разработаны в ПЛ № 6, ПУ № 27. На уроках химии, биологии, эколо­гии, литературы преподавателями ПЛ № 7, ПУ №№ 9, 21, 31 используются воз­можности предметов для антинаркотической пропаганды среди учащихся.[5]

На заседаниях областных методических секций преподавателей естест­веннонаучного и гуманитарного циклов, проводимых учебно-методическим ка­бинетом НПО, организуется обмен имеющимся опытом проведения внекласс­ных антинаркотических мероприятий.

В решении проблемы свободного времени учащихся, организации их до­суга значительное место принадлежит физической культуре и спорту. В тече­ние учебного года департамент образования совместно с областным советом ФСО «Юность России» проводил среди учащихся учреждений НПО Спартакиа­ду по девяти видам спорта, в которой участвовало около 9 тысяч человек.

В ПЛ № 43 эффективным средством пропаганды здорового образа жизни среди подростков стали походы по Тульскому краю, способствующие их физи­ческой закалке, патриотическому воспитанию детей. В 2002/2003 учебном году руководители учреждений НПО, заместители директоров по УВР стремились повысить статус воспитания в образовательном процессе, привлечь внимание педагогической и родительской общественности к проблеме воспитания.[3]

Анализ учебно-воспитательного процесса показал, что особое внимание должно уделяться воспитанию таких качеств личности, как организованность и дисциплинированность, уважение к окружающим. Формирование культуры че­ловеческих отношений, культуры поведения и труда у учащихся ставит воспи­тание в центр целостного образовательного процесса, воспитание человека культуры должно решаться путем интеграции общего и профессионального об­разования. Общероссийский опрос показал, что в учреждениях начального профес­сионального образования проводят свободное время лишь 13,1 % учащихся, то есть учебные учреждения не стали постоянным местом организации свободно­го времени молодежи. Только каждый пятый учащийся занимается спортом и лишь 15,8 % делают утреннюю зарядку. Эффективность работы, качество воспитания в учреждениях НПО зави­сят от создания в них развивающей среды, позволяющей развивать склонно­сти, интересы, активность учащихся. Основы социализации личности подростка должны быть связаны с психологическими особенностями юношеского возраста. Эту проблему помогут решить психологи и социальные педагоги, которые должны быть в каждом профессиональном лицее и училище. Все это говорит о том, что необходимо системное использование педагогических технологий, инновационных методов воспитания, взаимодействие с заинтересованными органами и организациями.

Медицинское обслуживание учащихся осуществляется сетью лечебно-профилактических учреждений области. В 38 учебных заведениях имеются ос­нащенные необходимым оборудованием и укомплектованные медперсоналом здравпункты. В некоторых случаях ставка медработника введена в штат учеб­ного заведения.[5]

На фоне общего роста заболеваемости населения Тульской области происходит и рост заболеваемости подростков. В сравнении с 1998 годом их заболеваемость увеличилась на 17,6 %. В структуре общей заболеваемости преобладают болезни органов дыхания.[5]

Удельный вес болезней, требующих постоянного диспансерного наблю­дения, в общей группе болезней за последние годы мало изменился и состав­ляет около 25 %. Учащиеся с выявленными заболеваниями ставятся на дис­пансерный учет и в течение всего периода обучения находятся под наблюде­нием медицинских работников. В основном с ними проводится противорецидивное лечение, а при необходимости - и стационарное. В последнее время
возникает проблема санаторно-курортного лечения учащихся НПО. Это связано с тем, что по возрасту, они не могут быть направлены как в детские оздорови­тельные учреждения, так и во взрослые. Анализ заболеваемости учащихся с временной утратой трудоспособно­сти, итоги проведения профилактических медицинских осмотров ежегодно рас­сматриваются в учебных заведениях с приглашением представителей лечебно-профилактических учреждений.[9]

Среди причин, отрицательно влияющих на состояние здоровья учащихся, остается увеличение учебной нагрузки в связи с переходом на 5-дневный ре­жим работы, проведение сдвоенных и строенных уроков, сокращение продол­жительности перемен. В некоторых учебных заведениях остаются неудовле­творительными гигиенические условия обучения: недостаточна освещенность учебных кабинетов и мастерских, занижен температурный режим.[3]

Вопросы охраны здоровья подрастающего поколения находятся на по­стоянном контроле в департаменте образования. Работа по профилактике за­болеваемости проводится в тесной взаимосвязи с департаментом здравоохра­нения, областным СЭН и другими заинтересованными организациями. В теку­щем учебном году на заседании отдела рассматривался вопрос о состоянии медицинского обеспечения учащихся, проживающих в зоне радиоактивного за­грязнения. В результате обсуждения подготовлено письмо в департамент здра­воохранения с ходатайством об обеспечении учащихся профессиональных училищ и лицеев санаторно-курортными путевками. Разработаны мероприятия по устранению выявленных недостатков и активизации работы образователь­ных учреждений с целью улучшения медицинского обеспечения учащихся.[3]

Горячее питание в ОУ является одним из факторов сохранения здоровья подрастающего поколения. Из 43 учреждений НПО собственные столовые имеются в 42 училищах, в остальных питание организовано в буфетах и столо­вых открытого типа. Обеспеченность посадочными местами составляет в сред­нем 90 %. Во всех учреждениях НПО питание учащихся организовано за счет средств федерального бюджета. Средняя его стоимость на одного учащегося в день составила около 12 рублей. Стоимость питания учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 62 рубля в день на че­ловека.[3]

В связи с недостаточным финансированием наблюдается повсеместное отступление от действующих физиологических рациональных норм питания учащихся (суточного набора продуктов), снижение кратности питания.

Несмотря на имеющиеся трудности, ведется большая работа по сохра­нению горячего питания для учащихся. Вопросы его организации находятся в центре внимания департамента образования, в связи с чем последний сотруд­ничает с департаментами развития потребительского рынка, по ценам и цено­вой политике, ЦГСЭН и другими организациями. Совместно с Тульским цен­тром стандартизации, метрологии и сертификации проводится работа по сер­тификации столовых учреждений НПО.[3]

К началу 2003/2004 учебного года во все училища и лицеи области были направлены разработанные департаментом сборники руководящих документов по организации питания учащихся. По результатам проверки его организации в профессиональных училищах и лицеях подготовлено и направлено в ОУ ин­формационное письмо с рекомендациями по устранению отмеченных недос­татков и улучшению организации горячего питания.

Проблемы питания учащихся рассматриваются на открытых заседаниях отдела профподготовки, на совещаниях руководителей учреждений НПО. Со стороны департамента образования установлен постоянный контроль за целе­вым использованием средств, выделяемых по ст. 110341 «Продукты питания». [8]

В 2001 году учреждениям НПО в рамках выполнения Федеральной про­граммы развития образования на 2000-2005 гг. были выделены бюджетные средства в размере около 5 млн. рублей на материально-техническое оснаще­ние. Кроме того, в результате обращений департамента в МО РФ на приобре­тение оборудования было выделено дополнительно из федерального бюджета более 3 млн. рублей.[5]

Департаментом была разработана программа укрепления материальной базы учреждений НПО с учетом их потребностей. Средства направлялись на приобретение компьютерной техники, станочного и технологического оборудо­вания, школьной мебели и др. В конце отчетного года проведен анализ исполь­зования средств, выделенных профессиональным училищам и лицеям на при­обретение предметов длительного пользования. Так, учебными заведениями было куплено 16 автомобилей, 108 единиц компьютерной и множительной тех­ники. Учебного оборудования приобретено на 1,7 млн. руб., более чем на 1 млн. руб. - учебной мебели. Кроме того, приобретены теле-, видеоаппарату­ра, комплектующие для компьютерной техники и др. Результаты проделанной работы были обсуждены на заседании отдела и совета директоров учреждений НПО.[5]

На основании анализа состояния материальной базы училищ подготов­лена областная программа ее развития на 2003 год. В текущем году на приобретение предметов длительного пользования из федерального бюджета посту­пило более 2 млн. рублей. В связи с тем, что выделенные средства составляют не более 10 % от потребности учреждений НПО, департаментом велась посто­янная работа в сотрудничестве с МО РФ по выделению дополнительных средств на приобретение техники и оборудования, вместе с областной админи­страцией учреждениям НПО оказывалась адресная помощь.[5]

По инициативе департамента региональной комиссией был разработан проект закона, предусматривающий предоставление льгот по налогообложению учреждениям начального профессионального образования. В декабре 2001 го­да принят закон Тульской области № 281-ЗТО, согласно которому учреждения НПО, осуществляющие подготовку специалистов по профессиям «автомеха­ник» и «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», освобож­даются от уплаты налога с владельцев транспортных средств.[8]

В целях обеспечения профессиональных училищ сельскохозяйственной техникой направлено письмо в «Туласельхозтехнику» о поставке тракторов уч­реждениям НПО по лизингу.

Проведен анализ потребности учреждений НПО в бланках строгой отчет­ности. На его основании подготовлена заявка в Минобразования РФ и заключен договор на поставку вышеуказанных бланков.[3]


2. Среднее профессиональное образование


Среднее профессиональное образование (СПО) Тульской области располагает разветвленной сетью ОУ, которая в достаточной мере обеспечивает доступ молодежи к получению этого вида образования.

Основными задачами педагогических коллективов ссузов области в 2002/2003 учебном году стали:

совершенствование системы подготовки специалистов и формирование необходимых региональных компонентов современной модели выпускника об­разовательного учреждения СПО;

формирование гуманистической направленности личности студентов - будущих специалистов, которая проявляется в достойном самоутверждении, в выборе гуманных средств педагогического воздействия, в нацеленности на по­требности личности обучаемого;

-формирование личности студентов как субъектов деятельности, разви­тие их самосознания и коммуникативной культуры, креативности, самостоя­тельности. Необходимость решения указанных задач обуславливает переход систе­мы СПО на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности, самой системы СПО и ее влияния на основные общественные процессы.[8]

В 2002/2003 учебном году областная система образования включала в себя 40 государственных ссузов и 3 негосударственных (Юридический колледж 1 Российской секции Международной полицейской ассоциации, Гуманитарный колледж и Белевский кооперативный техникум).[5]

Кроме этого функционируют: Экономический техникум Аксенова, Ефремовский и Новомосковский филиалы ЮК PC МПА, Новомосковский и Тульский филиалы Московского экономико-технического колледжа железнодорожного транспорта, Тульский филиал Московского финансового колледжа.[5]

По состоянию на апрель 2002 года в государственных образовательных учреждениях обучалось 27,5 тыс. студентов.[5]

На начало 2001/2002 учебного года статус колледжа имели 18 ссузов (включая негосударственные), техникума — 18, училища - 7.[5]

В соответствии с требованиями рынка труда в средних специальных учебных заведениях осуществлялась структурная перестройка подготовки спе­циалистов. Распределение численности студентов по отраслевым группам го­сударственных учебных заведений характеризуется следующими данными (в процентах):

промышленность и строительство - 49;

транспорт и связь - 2;

сельское хозяйство - 12;

экономика и право - 8;

здравоохранение -13;

просвещение -14;

искусство и кинематография - 2.

Следует отметить, что в 23 учебных заведениях велась подготовка по специальности «Экономика, бухгалтерский учет и контроль». [5]

Расширяется возможность получения платного образования в государст­венных ссузах, были приняты на обучение на платной основе в 2000 г. 5463 студента (17,6 % человек обучались с полным возмещением затрат на обуче­ние). Средний размер годовой оплаты за обучение одного человека в 2001/2002 учебном году составил 4,5 тыс. рублей. Но только 28 государственных ссузов области ведут подобное обучение. При этом отмечается очень большой раз­брос в количестве принимаемых на платной основе студентов: от 2 (Болоховский машиностроительный техникум) до 294 человек (Тульский автомеханиче­ский колледж транспортного строительства).[5]

Департамент образования в тесном контакте с Советом директоров ссу­зов Тульской области направлял свою деятельность на реализацию Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования на 2000 - 2005 гг., Программы развития среднего профессионального образования на 2000 - 2005 годы. На совместных заседаниях рассматривались вопросы гражданского и патриотического воспитания студенческой молодежи на ма­териалах работы поисковых групп с учетом социальных, культурных и истори­ческих традиций региона. С интересом обсуждались результаты работы в этом направлении Богословского совхоза-техникума и Алексинского химико-технологического техникума.[10]

Рассмотрению проблем экологического образования был посвящен один из семинаров, на котором обсуждались аспекты содержания учебных программ (опыт работы Щекинского политехнического колледжа) и роль экологического образования в педагогической системе (Ефремовский медицинский колледж).[10]

Проблемы формирования личности в современной социокультурной си­туации рассмотрены на примере Тульского областного колледжа культуры и ис­кусства. Особый интерес вызвало изучение и обсуждение вопроса об интеграции профессионального образования на примере опыта работы Тульского государ­ственного профессионально-педагогического колледжа, который получил одоб­рение на коллегии МО РФ в июне 2002 года.[10]

Педагогические колледжи занимают свою, характерную именно для них, нишу в системе профессионального образования. Проблемам гуманитарного образования и гуманистического воспитания отводится в них первостепенное место. Поэтому опыт работы по управлению профориентацией и социализаци­ей студентов педагогических колледжей, на примере деятельности Тульского педагогического колледжа № 1, получает распространение в регионе.

Все шире внедрялась в систему образования ссузов дистанционная тех­нология обучения. Опыт работы в этом направлении представил Юридический колледж PC МПА, имеющий дипломы не только Тульской области, но и Россий­ской Федерации.

Налаживаются связи и сотрудничество с учреждениями СПО соседних областей. В мае на заседание Совета директоров были приглашены председа­тель и руководители ссузов Калужской области. Прошло заинтересованное об­суждение проблем СПО, намечена программа сотрудничества.[3]

Важное место в работе ссузов занимает научно-методическая работа, ко­торая обогащает внутренний мир преподавателя, повышает его научный уро­вень, развивает творческий потенциал.

Для координации учебно-методической и воспитательной работы в ссу­зах области созданы и успешно функционируют областные методические объ­единения по различным направлениям.

Впервые за последние годы проведена зимняя областная студенческая спартакиада.[3]

Одной из главных задач является совершенство­вание качества подготовки студентов ссузов и координация методической ра­боты в учреждениях СПО. Назрела необходимость создания научно-методического центра профобразования на базе существующего МПК с расши­рением блока СПО.


3.Высшее и послевузовское профессиональное

образование

Система высшего профессионального образования (ВПО) Тульской об­ласти включает ТулГУ и ТГПУ им. Л.Н. Толстого, являющиеся ведущими выс­шими учебными заведениями области, два института - Тульский артиллерий­ский инженерный институт и Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, четыре филиала цен­тральных российских вузов, пять негосударственных учреждений высшего про­фессионального образования и представительства центральных вузов РФ, количество которых ежегодно меняется (от 5 до 10).

Региональная политика в сфере высшего образования строится на осно­вании Постановления губернатора Тульской области № 225 «О взаимодействии с государственными высшими учебными заведениями до 2005 года».[3]

В соответствии с ним определены мероприятия по использованию науч­ного потенциала вузов в интересах региона, развитию интегративных процес­сов, повышению качества образования, оздоровлению студенческой молодежи. В государственных учреждениях ВПО за счет средств федерального бюджета обучаются более 20 тысяч человек, что составляет 78,6 % от общего количества обучающихся, по договорам с полным возмещением затрат - 5421 человек (21,4 %), женщины составляют 50,3 %. Наиболее популярными явля­ются следующие направления и специальности: «Организация дорожного дви­жения» - 5,2 человека на место, «Психология» - 4,1 (без учета студентов с полным возмещением затрат - 5,5), «Организация перевозок и управление на транспорте» - 3,2 (3,6), «Электроэнергетика» - 3 (3,8), «Финансы и кредит» -2,9 (5,8), «История» - 3 (3,3), «Юриспруденция» - 2,3 (4,8), «Автомобили и ав­томобильное хозяйство» - 1,6 (5,4). На дневных отделениях вузов обучаются 5587 (28,3 %) студентов из рай­онов, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыль­ской АЭС, или из подразделений особого риска, слепых и глухонемых, а также 92 (0,5 %) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Получают стипендии за счет стипендиального фонда 65,8 % от общего количества студентов дневных отделений (без учета студентов с полным воз­мещением затрат).

В негосударственном секторе ведущими учреждениями ВПО являются Тульский филиал Московского современного гуманитарного института (960 че­ловек) и Тульский филиал международной академии туризма (351 человек). Всего негосударственный сектор высшего профессионального образования составляет около 7 % от общего количества обучающихся в вузах области.

В негосударственном секторе осуществлялась подготовка в основном по гуманитарным дисциплинам. В общем количестве специальностей в негосудар­ственных вузах соотношение следующее: юристы составляют около 33 %, пси­хологи - 24 %, экономисты - 43 %.[5]

На Совете ректоров, председателем которого является ректор ТулГу, академик Э.М. Соколов, рассматривались вопросы фундаментализации вузов­ского и поствузовского образования, планы по реализации модернизации обра­зования в Российской Федерации, направления и стратегия развития высшей школы, а также были обсуждены мероприятия по выполнению решений заседа­ния Госсовета под председательством Президента РФ. Намечены планы по формированию единого социально-культурного пространства в области; про­анализирован опыт перехода на многоуровневую систему образования, рас­смотрены пути применения современных образовательных технологий в учеб­ном процессе в плане подготовки квалифицированных специалистов с высшим образованием и т. д.[3]

Особое внимание уделялось модернизации образования в России. Неод­нократно на заседаниях поднимались вопросы обеспечения доступности и качества образования, рассматривался опыт вузов в реализации этих направле­ний. Кроме этого в июне 2002 года обсуждался вопрос о проведении в Тульской области эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). Подавляющее большинство членов совета считает, что эксперимент по его проведению следует одобрить и поддержать. Хотя в настоящее время область еще не готова к его полномасштабной организации, так как для этого требуются значительные материальные и финансовые затраты.[3]

Актуальными остаются вопросы трудоустройства выпускников вузов. По­этому в мае 2002 года Советом ректоров совместно с Тульской торгово-про­мышленной палатой рассматривался вопрос кадрового обеспечения оборонно­го комплекса области. О важности и значимости рассматриваемого вопроса го­ворит тот факт, что в заседании приняли участие руководители ряда департа­ментов администрации, представители предприятий оборонного комплекса го­рода. По результатам заседания были выработаны рекомендации и предложе­ния. У всех участников совещания нашел поддержку проект, разработанный по инициативе департамента образования, целевой программы мероприятий по развитию вузов, осуществляющих подготовку инженерных и научных кадров для организации оборонного комплекса.[3]

Особое внимание в 2001 году уделялось реализации государственной / молодежной политики в рамках выполнения федеральной целевой программы «Молодежь России 2001 - 2005 г.г».[3]

Актуальность данного вопроса несомнен­на, так как протекающие в последнее время в обществе противоречивые и сложные политические и социально-экономические процессы привели к потере частью молодежи морально-этических и нравственных принципов. Наблюдает­ся снижение общего уровня образованности и воспитанности молодых людей, их слабая способность адекватно анализировать объективную реальность, ви­деть и понимать свои цели, задачи, а также средства и способы их достижения. Участились случаи недисциплинированности, хулиганства, насилия к окружаю­щим со стороны студентов. Возросло употребление алкогольных напитков и наркотических средств.

В этой связи все выступавшие на заседании делились опытом воспитательной работы в своих вузах.

Одной из главных проблем является повышение качества подготовки вы­пускаемых специалистов. Поэтому был поднят вопрос о деятельности в Туле и области негосударственных вузов и их филиалов. По результатам обсуждения принято решение о проведении ревизии всех зарегистрированных в соответст­вующих органах учебных заведений, реализующих программы высшего, после­вузовского и дополнительного образования, и создании постоянно действую­щей комиссии из представителей департамента образования, Совета ректоров вузов для обследования и проверки деятельности учебных заведений на предмет соблюдения ими лицензионных требований и положений уставных и нор­мативных документов.[3]

Департаментом образования совместно с Советом ректоров вузов в 2002 году по поручению МО РФ была проведена проверка организации дистан­ционного обучения в филиалах ТулГУ и Тульском филиале Всероссийского за­очного финансово-экономического института. Комиссией отмечены работа на должном уровне в Тульском филиале Всероссийского заочного финансово-экономического института и интересные организационные решения в ТулГУ. Вместе с тем высказан ряд предложений по совершенствованию данной работы.[3]

Расширяется сфера сотрудничества и взаимодействия администрации области с высшими учебными заведениями. Это веление времени, потребность региона в высококвалифицированных специалистах, передача полномочий по контролю за соблюдением лицензионных требований и уровня подготовки с федерального на региональный уровень.

Деятельность ИПК и ППРО ТО определяется нормативными документами международного, федерального и регионального уровней.[3]

С учетом тенденций развития образования, Концепции модернизации российского образования Ученым советом были определены приоритетные на­правления в работе ИПК и ППРО ТО, среди которых:

организация и проведение повышения квалификации и профессио­нальной переподготовки педагогических и управленческих кадров учреждений системы образования и специалистов МОУО Тульской области;

- разработка дополнительных профессиональных образовательных про­грамм для осуществления процесса повышения квалификации и профессио­нальной переподготовки, их информационное и научно-методическое обеспе­чение;

- методическое обеспечение инновационных процессов как фактор раз­вития региональной системы образования;

-разработка организационного и подготовка кадрового обеспечения ин­форматизации регионального образования;

-формирование ценностных ориентации в сфере воспитания, становле­ние профессиональной позиции педагога-воспитателя;

-разработка психологических аспектов образования и развития личности;

- модернизация образовательных программ и технологий развития сельской школы;

-организация и проведение научных исследований, опытно-экспери­ментальных работ.[3]

Профессорско-преподавательский состав и методическая служба института приняли активное участие в реализации федеральных программ: Федеральной программы развития образования на 2002-2005 гг., «Развитие образования на селе средствами информационно-компьютерных технологий», «Программы воспитания в системе образования в Российской Федерации», «Русский язык», в организационно-методическом обеспечении широкомасштабного экс­перимента по совершенствованию структуры и содержания общего образова­ния в России.[3]

Структура института в основном сохранена: 3 факультета, 8 кафедр, лаборатории (НИЛ «Школа Л.Н. Толстого», лаборатория новых информаци­онных технологий), 7 кафедральных и межкафедральных центров и научно-методических лабораторий, 4 отдела.

В прошедшем учебном году при кафедре экономических и правовых ос­нов управления образованием (зав. кафедрой проф. Ю.Н. Арсеньев) созданы два центра: «Гражданская, экономико-правовая культура и безопасность субъекта образования» (научный руководитель проф. Ю.Н. Арсеньев), центр допол­нительных образовательных услуг (рук. Н.Г. Пономарева), что позволило зна­чительно расширить спектр услуг, предоставляемых институтом с учетом потребностей региона. В перспективе институт направит усилия на:

разработку концепции ноосферного образования;

разработку основ физико-математического пространства в общеобра­зовательных учреждениях Тульской области;

-создание центра «Глобальное образование»;

- развитие взаимодействия современной средней и высшей школ и уч­реждений системы повышения квалификации с целью формирования мышле­ния педагогических, управленческих кадров и учащейся молодежи в аспекте глобальноориентированного образования;

- привлечение к решению задач ноосферного образования работников
всей социальной сферы: образования, культуры, здравоохранения.[3]

Таким образом, институт стремится реализовать преемственность, как в образовательной деятельности, так и в научных исследованиях.

Ведущие направления деятельности ИПК и ППРО ТО нашли отражение при проведении областных научно-практических конференций, межрегиональ­ных семинаров, «круглых столов» в рамках проходивших коллегий департаментов образования администрации Тульской области, августовских совещаний работников образования, воспитателей школ-интернатов, детских домов и соци­альных педагогов, конкурсов «Учитель года - 2002», смотра-конкурса программ развития учреждений дополнительного образования детей, IV областного фестиваля детских общественных организаций и объединений, областного родительского собрания, в подготовке и проведении районного и областного этапов Всероссийской олимпиады школьников по предметам и др.

Цели, направленные на раскрытие достижений института в новом стату­се - ИПК и ППРО ТО, принципиально новых приоритетных видов деятельности, в ходе проведения Дня открытых дверей были достигнуты. Диалоги с учеными, дискуссии, стендовые защиты проектов, «круглые столы», видеосалоны, дело­вые игры способствовали обсуждению актуальных проблем развития регио­нального образовательного пространства.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.03 2001 г. № 224, приказом МО РФ от 7.06.01 г. № 2329 и приказом департамента образо­вания администрации Тульской области № 354 от 4.06.01 «О проведении экс­перимента по совершенствованию структуры и содержания общего образова­ния в Тульской области» коллективом института реализовывались следующие задачи:

-организация повышения квалификации управленческих и педагогиче­ских кадров;

осуществление мониторинга результатов подготовки учащихся образо­вательных учреждений, участвующих в эксперименте;

оформление научно-методических материалов, составление аналити­ческих отчетов и докладов по проведению эксперимента в МО РФ;

участие в научно-методическом обеспечении эксперимента.[3]

Разработана программа совместной деятельности ИПК и ППРО ТО с управленческими и педагогическими кадрами ОУ, участвующих в эксперименте, по модернизации структуры и содержания общего среднего образования, с ме­роприятиями которой ознакомлены все руководители МОУО, районных (город­ских) методических служб, образовательных учреждений, учителя.

Исходя из анализа действующих документов по модернизации россий­ского образования, критических замечаний, для развития эксперимента необ­ходимо:

-разработать рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий, включая вопросы по организации занятий активно-двигательного характера;

совершенствовать информационно-технологическое обеспечение экс­перимента, в первую очередь - его мониторинга;

провести анализ содержания регионального компонента в рабочих
учебных планах экспериментальных общеобразовательных учреждений в це­лях определения общих тенденций и перспектив его развития;

разработать рекомендации по усилению нравственного, патриотическо­го воспитания через содержание учебников;

уделить внимание разработке программ по информационным техноло­гиям.

-разработать учебно-методические материалы, обеспечивающие про-филизацию школы.[7]

Одно из важных направлений деятельности ИПК и ППРО ТО - совершен­ствование содержания обучения руководителей ОУ и научно-методического обеспечения учебного процесса. Так, для обучения руководителей и специали­стов органов управления кафедрой научных основ управления образованием разработаны программы, спецкурсы, лекции по менеджменту, стратегическому управлению, профилактике и разрешению конфликтов, формированию коман­ды руководителей, по маркетингу услуг в сфере образования.

Потребности образовательных учреждений всех типов в таких специали­стах, как практический психолог, логопед-дефектолог, социальный педагог, валеолог, преподаватель экономики и др., обусловили необходимость обучения специалистов этих профилей.

В связи с этим необходимо отметить активную позицию в организации повышения квалификации педагогов-психологов в Щекинском, Ленинском, Узловском, Ясногорском, Заокском, Киреевском районах и в Туле, Новомос­ковске, Алексине, Донском.[5]

Благодаря внедрению личностноориентированных подходов в обучении, ориентации на развитие самостоятельности, творческого потенциала личности педагога, методологической компетентности удалось на более высоком уровне организовать подготовку и проведение 22 региональных педагогических мас­терских. Широкое участие руководителей ОУ, педагогов (порядка 1000 чело­век), обсуждение актуальных проблем при проведении «круглых столов», вклю­чение педагогов в рефлексивную деятельность, позитивные отзывы в блиц-анкетах - все это свидетельствует о востребованности этой формы повышения квалификации. Участники региональных педагогических мастерских единодуш­ны в своей положительной оценке: мастерская позволяет познакомиться с но­выми подходами в обучении и воспитании, увидеть уроки-образцы по обсуж­даемой проблеме и технологии к ее решению, предоставляет возможность са­мосовершенствования, профессионально-личностного роста, обмена опытом, общения коллег, заинтересованных в успешности проектирования перспектив педагогической деятельности.[3]

Анализ проведения региональных педагогических мастерских и мастер-классов позволяет констатировать, что закладывается принципиально новая, сетевая парадигма повышения квалификации, альтернатива традици­онной, и в этом их значимость и перспективность.

В ИПК и ППРО ТО используются различные формы и виды научно-методической и исследовательской деятельности, планирующиеся и осуществляющиеся сотрудниками кафедр, лабораторий, центров, результаты работы ко­торых обогащают образовательный процесс:

- подготовка к публикации статей, пособий, книг, диссертационных ис­следований;

- разработка концептуальных основ различных направлений деятельно­сти кафедры, центра, лаборатории, создание научно-педагогической прдукциии ее внедрение;

- научно-методическое консультирование по профилю кафедры, лабора­тории и по проблемам научных интересов преподавателей;

-экспертиза авторских программ, проектов, пособий и т. д.;

-научное руководство экспериментальными и базовыми площадками;

-подготовка и участие в работе заседаний различных советов (ученый, учебно-методический, экспертный, диссертационный и т. д.);

-подготовка и участие в заседаниях кафедр и лабораторий, методологи­ческих семинарах, научно-практических конференциях, семинарах, «круглых столах»;

-творческое сотрудничество с другими кафедрами, вузами, научно-исследовательскими учреждениями и т. д.[3]

Основными направлениями деятельности кафедры воспитания и социа­лизации личности в этом году являлись;
- разработка научно-методического сопровождения развития гуманисти­ческих воспитательных систем региона;

- создание программно-методических комплексов по поддержке и разви­тию отдельных приоритетных идей воспитания в области гражданско-правового воспитания, по проблемам профилактики наркозависимости детей и подрост­ков.[3]

В основу научно-исследовательской и научно-методической деятельно­сти кафедры социально-педагогических проблем образования положен технологический подход. Превратить педагогическую идею в педагогическую реальность - эта задача решается кафедрой с помощью научно-педагогических проектов практикоориентированного характера.

В целом при кафедрах института функционируют 7 кафедральных и межкафедральных центров и научно-методических лабораторий, в рамках которых преподаватели и методисты кафедр, привлекая потенциал творчески рабо­тающих педагогов и целых коллективов, нарабатывают актуальные научно-учебно-методические материалы для использования в практике работы ОУ: ме­тодические письма и рекомендации, учебно-методические комплексы, инфор­мационно-аналитические материалы, пакеты контрольно-измерительных мате­риалов, каталоги, видеоматериалы и др.

Таким образом, проведенный анализ работы ИПК и ППРО ТО позволяет констатировать: по-прежнему остается проблемой финансово-материальное обеспечение направлений деятельности института, отсутствие надлежащего количества компьютерной и множительной техники, транспорта, не позволяющие проводить системную работу по анализу качества образования в ОУ области, что особенно важно в контексте принятой Правительством РФ Концепции модернизации российского образования.


Анкетирование.


С помощью методистов воспитательного отдела ТГПУ им Л.Н.Толстого для определения методов и задач работы по ценностно-ориентированной деятельности с учащимися я провел анкетирование 100 студентов разных курсов и факультетов данного университета.


Курс 1 2 3 4 5
Кол-во человек 22 23 28 17 10

Анкета.


Что лично для Вас наиболее ценно? (максимум 5 вариантов)

Здоровье.

Любовь.

Финансовое положение.

Жить в условиях социальной справедливости.

Хорошие друзья, доброжелательное отношение и взаимопонимание с людьми.

Политическая стабильность.

Всеобщее признание.

Иметь интересную, увлекательную работу.

Экология.

Достойное образование.

Иметь дружную семью.

Мирная жизнь.


Большинство учащихся на вопрос «Что лично для вас наиболее ценно?» из 12 предложенных вариантов ответов на первое место поставили дружбу, верных друзей (95%), на второе - здоро­вье (85%), на третье - счастливую жизнь (75%), на четвертое - материальную обеспечен­ность (55%), на пятое - мирную жизнь (45%). Как ни странно, об экологическом состоянии беспокоятся только лишь 15% опрошенных.

Результаты анкетирования теперь учитываются при организации учебно-воспитательного процесса в ТГПУ им. Л.Н.Толстого.


Заключение


Подготовка рабочих кадров и специалистов в нашей области осуществ­ляется в 52 учреждениях начального профессионального образования с общим контингентом 19856 человек. Статус профессионального лицея имеют 13 учебных заведений.

Актуальными на сегодняшний день остаются: регламентация деятельности учреждений НПО, переход на обновление качества профессионального образования в соответствии с требованиями государственных стандартов нового поколения, перепрофилирование учреждений ПО, создание новых типов учебных заведений, открытие подготовки по новым профессиям и многое другое.

В итоге можно выделить основные направления и ожидаемые результаты реализации программы развития профобразования:

Основными направлениями развития НПО:

Обеспечение сохранения НПО и развития его основных образовательных, культурных и профессиональных функций;

Осуществление подготовки квалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на основе самоопределения личности и ориентации ее на удовлетворение развивающихся потребностей общества;

Разработка методик прогнозирования потребностей в рабочих кадрах по отраслям и регионам;

Разработка механизмов заинтересованности предприятий в развитии НПО;

Обновление содержания НПО, педагогических технологий в указанной области образования и профподготовки обучающихся;[8]

В настоящее время областная система образования включала в себя 40 государственных ссузов и 3 негосударственных (Юридический колледж 1 Российской секции Международной полицейской ассоциации, Гуманитарный колледж и Белевский кооперативный техникум). Кроме этого функционируют: Экономический техникум Аксенова, Ефремовский и Новомосковский филиалы ЮК PC МПА, Новомосковский и Тульский филиалы Московского экономико-технического колледжа железнодорожного транспорта, Тульский филиал Московского финансового колледжа.

В современных социально-экономических условиях совершенствование системы подготовки специалистов и формирование необходимых региональных компонентов современной модели выпускника об­разовательного учреждения СПО обязательно должно предполагать формирование гуманистической направленности личности студентов - будущих специалистов, которое проявляется в достойном самоутверждении, в выборе гуманных средств педагогического воздействия, в нацеленности на по­требности личности обучаемого. Формирование личности студентов как субъектов деятельности, должно разви­вать их самосознание и коммуникативную культуру, креативность, самостоя­тельность. Необходимость решения указанных задач обуславливает переход систе­мы СПО на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности, самой системы СПО и ее влияния на основные общественные процессы.

Основными направлениями развития СПО являются:

Обеспечение сохранения потенциала, СПО и дальнейшего развития его образовательных, культурных и иных функций в интересах развития личности, общества и государства;

Совершенствование системы ОУ СПО, реализующих образовательные программы СПО, расширение доступа граждан к СПО;

Совершенствование содержания СПО, оптимизация структуры подготовки специалистов;

Развитие нормативно-правовой и методической базы СПО;

Обеспечение ссузов учебной и учебно-методической литературной, техническими средствами обучения;

Создание необходимых экономических условий для развития и совершенствования материально-технической базы ссузов;[8]

Система высшего профессионального образования (ВПО) Тульской об­ласти включает ТулГУ и ТГПУ им. Л.Н. Толстого, являющиеся ведущими выс­шими учебными заведениями области, два института - Тульский артиллерий­ский инженерный институт и Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, четыре филиала цен­тральных российских вузов, пять негосударственных учреждений высшего про­фессионального образования и представительства центральных вузов РФ, количество которых ежегодно меняется (от 5 до 10).

Основными направлениями развития Высшего и послевузовского профобразования являются:

Разработка мер, способствующих выполнению системами высшего и послевузовского профобразования функций, соответствующих их общественному и государственному предназначению;

Сохранение потенциала системы высшего и послевузовского профобразования и дальнейшее развитие их структурных составляющих;

Формирование и обеспечение социально-экономических механизмов расширения доступа граждан к получению высшего и послевузовского профобразования за счет средств федерального бюджета;

Увеличение вклада системы высшего и послевузовского профобразования в развитие фундаментальных научных исследований и распространение научных знаний, развитие культуры и искусства;

Задача адаптации системы профессионального образования к новой по­литической, социальной и экономической реальности является общей для всех структур, заинтересованных в качественной подготовке квалифицированных специалистов.

Решение этой задачи может быть достигнуто путем: интеграции учебных заведений различного уровня; устранения в них неоправданного дублирования профессий и специ­альностей, внедрения многоуровневой системы профессиональной подготовки; открытия новых направлений подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов с учетом рыночной экономики региона; улучшения ресурсного обеспечения материально-технической базы учреждений; повышения уровня и социально-экономической эффективности.



Список литературы


1. Горчакова-Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии. Учебное пособие.-Санкт-Петербург.: Вестник, 2000.

2. Профтехобразование России: Итоги ХХ века и прогнозы: В 2т.-2-й том: Систематизированный сборник нормативных документов (1888-1999) /Сост. Ю.А.Якуба; Науч. ред.

И.П.Смирнов - М.: ИРПО; Изд. центр «Академия»,1999.

3. Состояние и тенденции развития системы образования Тульской области 2002-2003 учебный год / под ред.Н.И.Ждановой.-Тула: ИПКиППРО ТО, 2002.

4. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. – 2-й том. / Под ред.С.Я.Батышева.-М.: АПО,1999.

5. Образование Тульской области в цифрах и фактах.

6. Программа развития педагогического образования на 2001-2010 годы.

7. Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001-2010 годы.

8. Развитие системы образования Тульской области по уровням.

9. Система образования РФ (сборник статистических данных), М.:2000

10. «Профессиональное образование» №2, 2003

Похожие работы:

  1. •  ... управления системой профессионального образования
  2. • История развития системы среднего проффесионального ...
  3. • Анализ инвестиционной политики Тульского региона
  4. • Современные особенности управления системой ...
  5. • Организация работы по подготовке к архивному ...
  6. •  ... маршруты и рекреационные ресурсы Тульской области
  7. • История профессионально-педагогического образования в ...
  8. •  ... развития хозяйства, расселения и урбанизации Тульской области
  9. • Заповедники Тульской области
  10. • Охотничьи и промысловые виды животных Тульской ...
  11. • Современное состояние и актуальные проблемы ...
  12. • Социальная политика в образовании
  13. • Система образования (Республики Казахстан)
  14. • Социальное управление в системе многоуровневого образования
  15. • Муниципальное управление в сфере образования
  16. • Система подготовки квалифицированных рабочих в ...
  17. • Обеспечение финансирования расходов на образование в ...
  18. • Социокультурная сущность многоуровневой системы непрерывного ...
  19. • Теоретико-методологическая концепция преобразования процесса ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com