Рефетека.ру / Зарубежная литература

Контрольная работа: Сопоставление литературного произведения с картинами художников и музыкальными фрагментами

Портрет писателя


Цель занятия:

На примере различных портретов, показать детям различное видение художников одного человека. Изучить разницу в деталях одежды на портретах, написанных в одно время.

До наших дней дошло несколько портретов А.С. Пушкина. Первые в этом хронологическом ряду – выполненные осенью 1826 года миниатюра гуашью на пластине слоновой кости и рисунок итальянским карандашом обрусевшего француза Ж. Вивьена. Пушкин заказал ему два экземпляра, один он подарил П.А. Осиповой, второй – поэту Е.А. Баратынскому. Это небольшой камерный портрет, выполненный просто, без всяких претензий, для того чтобы запечатлеть черты поэта на память для его близких друзей – изображение исполняло роль нынешней фотографии. Поэт еще очень молод, он открыто и благожелательно смотрит прямо на зрителя. Художник сумел передать интимные черты характера: душевную мягкость, сердечность, простодушие, детскую незащищенность натуры. На более поздних портретах выражение лица становится более замкнутым, Пушкин сосредоточен в себе и смотрит мимо нас.

Следующим, кто изобразил Пушкина, был Василий Андреевич Тропинин. Портрет Пушкина является самым известным его творением. И мы относимся к нему с особым, обостренным чувством: его заказал сам Пушкин, он позировал художнику, портрет написан в период расцвета творческих сил их обоих.

Бытует версия о том, что заказал портрет Тропинину близкий друг поэта Соболевский, который «был недоволен приглаженными и припомаженными портретами Пушкина, какие тогда появлялись. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще, и он просил Тропинина нарисовать ему Пушкина в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки».

Но эта версия, скорее всего ложная, так как из письма самого же Соболевского Погодину стало известно (опубликовано лишь в 1952 году): «Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами (стоил он ему 350 руб.)». Н.Н. Ковалевская обратила внимание на то, что Тропинин иногда писал в одном и том же халате разных людей. «Очевидно, он писал с натуры только лицо, а одежду придумывал сам»,- писала она в своем исследовании о художнике. Известно, по крайней мере, семь портретов Тропинина, на которых модели изображены в халатах.

По-видимому, эта одежда была придумана художником не случайно. Своеобразие костюма определилось причудливым сочетанием внешних атрибутов байронизма (расстегнутый ворот рубашки с большим белым воротником, небрежно повязанный галстук – шарф) с типично московской принадлежностью костюма – халатом, и в целом в столь специфической форме выражало представления художника о свободной личности.

Задачей другого крупнейшего живописца эпохи – Ореста Кипренского было показать в Пушкине, прежде всего «гения поэзии», по выражению того времени. Отмечаемое современниками внешнее сходство портрета, созданного в том же 1827 году, обусловлено поразительным постижением внутреннего мира поэта. На готовый портрет поэт ответил откликом-экспромтом:


Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз,-

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит:

Оно гласит, что не унижу

Пристрастья важных аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.


Пушкин изображен в сюртуке, с клетчатым пледом, накинутом на плечо. Руки покоятся на груди. Взгляд обращен вдаль. Лицо задумчиво, вдохновенно, полно затаенной грусти. Современники писали: «Гений поэта как бы воодушевил художника; огонь его вдохновения сам изобразился на холсте в чертах его, и художник вполне выразил в его взоре светлый луч высоких творческих дум».

Сам же Пушкин в стихотворении, написанном на французском языке, дал себе такую характеристику:


Мой рост с ростом самых

долговязых

Не может ровняться;

У меня свежий цвет лица, русые

волосы

И кудрявая голова…

Сущий бес в проказах,

Сущая обезьяна лицом,

Много, слишком много

ветрености -

Да, таков Пушкин.


Он сам нарисовал свой портрет как прообраз гравюры для готовившегося, но не состоявшегося тогда издания стихотворений. Так поэт впервые обратился к автопортретам, которые с этого времени сопутствуют его творчеству до конца жизни, становятся одной из форм самовыражения.

Эти изображения не только отражают реальность, но и несут в себе большое обобщение и критическое восприятие действительности. Автопортреты исполнены высокой поэзии, трагичны и одновременно не лишены самоиронии.


Жанровая картина


Цель занятия:

Показать изображение купеческого быта, эпоху, взаимоотношения. Изучить детали и типы героев. Выявить взаимосвязь с драмами Островского. Реализм картины и произведения.

В.С. Перов мастерски изобразил едва ли не полный срез общества, его типов, проблем - купцы и капиталисты, интеллигенция и дворяне; общество и семья; «хозяева жизни» и их жертвы - все это явно видно на картине «Приезд гувернантки в купеческий дом». Если присмотреться к картине, то мы можем увидеть, насколько по-разному изображены позы персонажей. Купец и его сын стоят, гордо выпрямившись, а прислуга, и которая стоит за спиной купца, и которая выглядывает из-за двери стоят, согнув спины. Уже только это заставляет задуматься, какая же жизнь и у одних, и у других.

Если всмотреться в одежду, то мы также можем увидеть разницу – купец одет в богатый халат, в то время как слуги одеты в простенькие платьица. Картина представляет примеры углубленного и усложненного раскрытия человеческих образов. Она показывает замечательные сцены из мещанско-купеческого быта.

Когда смотришь на эту картину, отчетлива, видна связь с произведениями Островского. Своеобразие драматургии Островского, ее новаторство особенно отчетливо проявляется в типизации. Если идеи, темы и сюжеты раскрывают оригинальность и новаторство содержания драматургии Островского, то принципы типизации характеров касаются уже и ее художественной изобразительности, ее формы.

A.H. Островского, продолжавшего и развивавшего реалистические традиции западно-европейской и отечественной драматургии, привлекали, как правило, не исключительные личности, а обычные, рядовые социальные характеры большей или меньшей типичности.

Индивидуализируя своих персонажей, драматург обнаруживает дар глубочайшего проникновения в их психологический мир. Многие эпизоды пьес Островского являются шедеврами реалистического изображения человеческой психологии. «Островский, - справедливо писал Добролюбов, - умеет заглядывать в глубь души человека, умеет отличать натуру от всех извне принятых уродств и наростов; оттого внешний гнет, тяжесть всей обстановки, давящей человека, чувствуются в его произведениях гораздо сильнее, чем во многих рассказах, страшно возмутительных по содержанию, но внешнею, официальною стороною дела совершенно заслоняющих внутреннюю, человеческую сторону».

Если посмотрим на картину Перова, то увидим, что и художник сумел мастерски изобразить именно натуру купца и прислуги. «Гроза» А.Н. Островского буквально пронизана подобными картинами. Жители города Калинова живут в постоянном страхе перед силами природы, перед богатыми купцами. Здесь также прослеживается параллель с картиной Перова.

В пьесе большое количество массовых сцен, в которых мы видим всех жителей города и узнаем о них. Узнаем, что на бульваре, созданном для них, они не гуляют, к улучшению жизни не стремятся. Богатые купцы тиранят домашних за высокими заборами. И опять же это видно на картине, что прислуга ужасно боится купца.

Невежество калиновцев проявляется в сцене, когда рассматривают картину и идет разговор о Литве, которая «с неба упала». Бедным же, по словам Кулигина, гулять некогда, так как у них «день и ночь работа». Купцы же грабят дальних и ближних, чужих и родных. «Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних» - таков, по словам Кулигина, секрет помыслов богатых жителей города.

Островский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: деспотизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал: в «темном царстве» изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в «Грозе», он распространил на всю царскую Россию: «Русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело».

Почему же мы находим такое количество совпадений между картиной и произведением Островского? Может быть потому, что они чутко улавливали народные характеры вне исторических условий, которые формировали мысли, чувства, взгляды народа, его психологию и речь? Объясняли черты народного характера, исходя из условий исторической действительности.

Это характерно для реалистического направления в искусстве. Реалистическим называется такое направление, при котором характер объясняется исторически возникшими обстоятельствами. Типические характеры (широко распространенные типы в индивидуально-своеобразном облике) реализм объясняет породившими их типическими обстоятельствами (то есть определяющими историческое развитие того или иного народа или нации). При этом тесная зависимость между характерами и обстоятельствами проявляется и в речи героев, и в их мышлении, и в их поступках, и в их облике. Реализм существенно расширил познавательные и художественные возможности литературы и живописи. Важнейшее свойство реализма – обусловленность типов героев средой – мастерски показана и на картине Перова, и в произведении Островского.

Островский правдиво изобразил ту среду, в которой живут герои его произведения. Праздность порождает пустоту мыслей, холодность сердец. Эта тема ясно проходит через все произведение Островского и отчетливо прослеживается на картине Перова. Та же праздность проходит через всю их жизнь, все однообразное существование. Среда оказывает влияние на всех обитателей купеческого дома. Эта среда обладает общими существенными, социально значимыми для определенной исторической эпохи и страны чертами, выступающими в конкретной обстановке. Типический характер представляет собой образ, в котором воплощены опять же общие черты той или иной группы. Типическое проявляется в индивидуально-своеобразном характере.


Сопоставление лирического произведения и картины природы


Цель работы:

Научить детей анализу стихотворного текста путем сопоставления его с пейзажем. Для этого можно взять тему времен года. Показать, как изображение природы может помочь при анализе стихотворения. Соответствует ли описание природы в стихотворении представленной картине? Что именно изображено на картине? Какие цвета преобладают на картине, и есть ли в тексте явные упоминания цвета? Какие эмоции вызывает картина? Соответствуют ли эти чувства состоянию лирического героя?

Сопоставление стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою околдован лес стоит...» и картины А.М. Васнецова из цикла «Времена года» - «Зимний сон» («Зима»).


Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

31 декабря 1852


Природа у Тютчева спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза. Превосходно передает он и чувства, навеянные природой, ее красотой, прелестью. Все стихотворение проникнуто светлым, радостным настроением, счастьем. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами. Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, которую он брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности.

Если мы посмотрим на картину Васнецова, то мы увидим там ту же красоту и спокойствие, которая навевается стихотворением.


Использование музыкального фрагмента


Цель занятия:

Сформировать музыкальное восприятие. Научить сравнивать образ музыкального произведения со стихотворным образом.

Сопоставление произведения А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года» со стихотворением А.А. Фета «Уж верба вся пушистая...»


Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся.

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд.

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад...

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена -

И над душою каждою

Проносится весна.

(1844)


Цикл «Времена года» отличаются пленяющей мелодической выразительностью и тонкостью. Каждая отдельная пьеса представляет собой самостоятельную по характеру, вся цель которых воспринимается как задушевное, идущее от глубины сердца повествование о бесконечно дорогом и близком композитору. Музыкальный язык Вивальди очень напоминает нам скромную, неяркую по краскам русскую природу,

Настроению этой музыки очень созвучно стихотворение А.А. Фета.

Стихи А. Фета - это чистая поэзия. Он писал о самом простом - о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. «Это не просто поэт, а скорее поэт - музыкант...», - говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность.


Монтажная запись


Цель занятия:

Рассказать о кадрах как о части кино. Показать, что почти любое произведение можно разложить на кадры. Все по-разному воспринимают стихотворения, поэтому у всех могут получиться разные «фильмы».

Монтажная запись стихотворения А.А. Фета «Я пришел к тебе с приветом...».

Первый кадр:

Утро. Восход солнца. Тепло. Солнечные лучи пронизывают лес. Сквозь листву солнечные лучи касаются земли. Легкий ветерок пронесся над лесом.

Второй кадр:

Солнце поднимается выше. Светло. Становится жарче. Шелест листьев. Щебетание птиц. Оживающая красота природы.

Третий кадр:

Появление героя. Живое и красочное пробуждение природы. Появление невидимого собеседника.

Четвертый кадр:

Свет. Радость. Оживление главного героя.


Звуковая сторона поэтического текста


Цель занятия:

Анализ стихотворного текста. Изучение особенностей стихотворения: строфа, такт, ритм. Использование художественных приемов в стихотворении Бальмонта «В безбрежности».


Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем сильней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вдали раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

И внизу подо мною уже ночь наступила,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И все выше я шел, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Вся форма стихотворения построена на символах, создавая гиперболический образ лирического героя. «Тени» - это прошлое.

Ощущение движения и музыки создают идущие рефреном слова - «рисовались», «вдали», «раздавались. Есть еще одна особенность, достигаемая рефреном: близкое становится далеким, а далекое близким. Лирическому герою не страшно отдаляться от чего-то дорогого сердцу, потому что впереди мир еще прекраснее.

Повинуясь новым ощущениям и принимая их как откровение, лирический герой делает еще одно открытие: все встречное и вызывающее в его душе восторг одновременно и прощается с ним.

Лирический герой переводит дух и в этот момент оценивает реальное свое положение в мире. Куда он зашел? Первое сомнение вкралось в душу, потеснив восторг новизны. Лирический герой начинает оправдывать целесообразность восхождения. Как бы ни было, он узнал, прикоснулся к тайне высшей любви ко всему сущему, но он опередил события. Тени уже обгоняют его, те самые, которые несколько мгновений назад он научился «ловить».

Но лирическому герою не хочется возвращаться в исходную точку, хотя он уже в этом не волен, так как все, что он видит - самообман. Это уже - память о чудных мгновениях.

Повтор в последних строках – «дрожали ступени» усиливает музыкальность стихотворения и создает особенность его ритмического звучания.


Анализ фильма «Война и мир»


Цель занятия:

Развить эмоциональную и эстетическую способность через кино. Провести анализ картины.

Фильм «Война и мир» погружает нас в другой мир, в другую эпоху, такую далекую от нас. Действие картины разворачивается на фоне военных действий. Но в то же время, мы видим совсем другой мир – мир балов, красивых нарядов, французской речи.

С первых кадров фильма захватывает действие, происходящее на экране. Яркие и красочные образы становятся как будто ближе и реальнее. И уже до конца картины следишь за тем, как разворачиваются события, как все большее количество людей оказываются задействованы.

Конечно, мы уже все знаем, как закончилась война 1812 года, но, тем не менее, та война которая разворачивается на экране не может не захватить нас, заставить сопереживать, иногда злиться и негодовать. Очень четко прослеживается параллель с кинофильмами о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., когда понимаешь, что патриотизм наших солдат одинаков во все времена, не зависимо от эпохи. Когда все действия и все мысли направлены на то, чтобы победить врага.

Конечно, не все действия фильма повествуют о войне. На наших глазах разворачивается мастерское исполнение жизни – жизни нескольких поколений, которые, на самом деле, не сильно отличаются от современных. Но вся атмосфера, которая насыщает фильм, заставляет поверить, что мы перенеслись в прошлое и вместе с актерами проживаем жизнь всех персонажей.

Список литературы


Григорьев В.П. Поэтика слова. – М.: Наука, 1979.

Лотман Ю.М. Анализ поэтической речи. – М.: Просвещение, 1985.

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М.: Просвещение, 1988.

Рождественский В.А. Читая Пушкина. – Л.: Книга, 1966.

Русская лирика XIX века. / Сост. Орлов В.Н. – М.: Художественная литература, 1986.

Томашевский Б.В. Поэтика. – М.: Педагогика, 1989.

Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М.: Правда, 1978.

Фет А.А. Стихотворения. – М.: Художественная литература, 1986.

Похожие работы:

  1. • Методика ознакомления детей с литературными произведениями в ...
  2. • Формирование выразительной письменной речи как важнейшего ...
  3. • Особенности восприятия пейзажной лирики при помощи музыки и ...
  4. • Об использовании литературных произведений на уроках биологии
  5. • Депонирование музыкальных произведений
  6. • Литературное творчество школьников
  7. • К теории литературных стилей
  8. • Музыкальный образ
  9. • Музыкальный образ
  10. • Использование межпредметных связей как средство ...
  11. •  ... надлежащей охраны фонограмм и музыкальных произведений
  12. • Влияние музыкальных и художественных символов на ...
  13. • Международное авторское право
  14. • Объекты интеллектуальной собственности
  15. • Образ музыки в литературных произведениях
  16. • Программа по литературе 10-11-е классы. Профильный уровень
  17. • Творчество Нестерова на уроках
  18. • Развитие творческих способностей детей старшего ...
  19. • Восприятие музыкального произведения в процессе ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com