Рефетека.ру / Экономика

Дипломная работа: Методические основы диагностики несостоятельности (банкротства) организации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г. БЕЛИНСКОГО

Факультет экономики, менеджмента и информатики

Кафедра менеджмента и экономической теории


«Дипломное проектирование»

На тему: «Методические основы диагностики несостоятельности (банкротства) организации»


Выполнила:

студентка гр. МО-52

Коняхина О. А.

Научный руководитель:

к.и.н., доцент Шутов В.С.

Проверил: д.э.н., профессор

Бондаренко В.В.


Пенза – 2007

Содержание


Введение

1. Сущность и структура антикризисного управления

2. Понятия, основные определения и особенности диагностики банкротства организации

3. Основные методики определения несостоятельности (банкротства) организации

4. Социально-трудовые показатели эффективности деятельности персонала, при диагностике несостоятельности организации

Заключение

Список использованной литературы

Введение


В современных условиях нормальное функционирование коммерческой организации независимо от формы собственности требует от руководства тщательного, системно-комплексного подхода к диагностике несостоятельности организации, а для грамотного управления финансами организации - разработки и реализации финансовой стратегии.

Россия медленно выходит из экономического кризиса, вызванного ошибками и просчетами перехода к рынку. Так, в послании Президента РФ 27 мая 2004 года отмечается, что с 1999 г. по настоящее время удалось восстановить лишь около 40% потерь.

Однако и в настоящее время около половины промышленных предприятий страны, с точки зрения формальных финансовых критериев, а часто и по существу, неплатежеспособны. Эти предприятия нуждаются в помощи, которая может быть предоставлена им в двух формах: либо в форме инвестиций; либо в форме процедуры финансового оздоровления, которое предполагает реформирование предприятия и появление на нем или на его базе имущественного комплекса эффективного бизнеса под патронажем стратегического собственника.

Мировой и отечественный опыт доказывает необходимость диагностики несостоятельности организации.

Слово «диагностика» (от слова «диагноз») в переводе с греческого языка означает распознавание, определение. Именно поэтому как понятие слово диагностика в настоящее время означает – определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур.

Диагностика состояния предприятия – это учение о методах и принципах распознавания нарушений в экономических, финансовых и управленческих механизмах работы предприятия.

В современных условиях повышается самостоятельность коммерческих организаций в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Объективно возрастает значение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов. Все это повышает роль диагностики несостоятельности в оценке их производственной и коммерческой деятельности и, прежде всего в наличии, размещении и использовании капитала и доходов. Результаты такого анализа необходимы, прежде всего, собственникам (акционерам), кредиторам, инвесторам, поставщикам, налоговым службам, менеджерам и руководителям организаций.

Для того чтобы диагностика несостоятельности имела практическое применение, она должна быть, с одной стороны, комплексной, т.е. охватывать все стороны экономического процесса и выявлять всесторонние причинные зависимости, влияющие на деятельность организации. С другой стороны, диагностика должна обеспечить системный подход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная постоянно изменяющаяся система, находящаяся под воздействием ряда факторов внешней и внутренней среды. В связи с этим тема выпускной квалификационной работы является актуальной в современных условиях хозяйствования.

Цель исследования состоит в диагностике несостоятельности коммерческой организации и разработке мероприятий по его улучшению.

Для достижения поставленной цели рассмотрены следующие задачи:

- показана роль, цель и задачи диагностики несостоятельности коммерческой организации в принятии управленческих решений;

- раскрыты современные методики определения несостоятельности организации;

- проведена оценка финансового состояния коммерческой организации;

- предложены мероприятия по улучшению финансового состояния коммерческой организации.

Объект исследования - коммерческая организация ООО «Солинг».

Предмет исследования - финансово-хозяйственная деятельность коммерческой организации ООО «Солинг» за период 2007-2008 годов.

Базой для написания выпускной квалификационной работы явилась отчетность ООО «Солинг», научная литература, периодические издания РФ.

1. Сущность и структура антикризисного управления


Россия медленно выходит из экономического кризиса, вызванного ошибками и просчетами перехода к рынку. Так, в послании Президента РФ 27 мая 2004 года отмечается, что с 1999 г. по настоящее время удалось восстановить лишь около 40% потерь. [2, с. 54].

Однако и в настоящее время около половины промышленных предприятий страны, с точки зрения формальных финансовых критериев, а часто и по существу, неплатежеспособны. Эти предприятия нуждаются в помощи, которая может быть предоставлена им в двух формах: либо в форме инвестиций, которые прежнее руководство предприятием вряд ли сможет вернуть; либо в форме процедуры финансового оздоровления, которое предполагает реформирование предприятия и появление на нем, или на его базе имущественного комплекса эффективного бизнеса под патронажем стратегического собственника. Без сомнения важны обе формы, но наиболее реальна вторая.

Мировой и отечественный опыт доказывает необходимость организации антикризисного процесса в условиях рынка.

Антикризисный процессэто процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников. В условиях рынка он включает в себя два блока процедур: антикризисное регулирование и антикризисное управление.

Антикризисное регулированиеэто воздействие на предприятие-должника на макроуровне. Оно содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

Антикризисное управление – применение антикризисных процедур на микроуровне, на уровне конкретного предприятия. Антикризисное управление связано с отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении профилактических, оздоровительных процедур, реорганизационных или ликвидационных мероприятий. [1, с. 330].

Термин «антикризисное управление» стал применяться в России совсем недавно. Считается, что причина его появления и заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития в 90-е годы прошлого века. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис. Но все больше и больше людей, особенно принимающих и реализующих решения, сегодня понимают, что из кризиса экономику, все общество способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название «антикризисного управления».

Антикризисное управление это:

предварительная диагностика причин возникновения кризисной ситуации на предприятии;

анализ внешней среды и потенциала конкурентных преимуществ предприятия для выбора стратегии его развития;

бизнес планирование повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия;

разработка процедур финансового оздоровления предприятия и системы контроля над их реализацией. [4, с. 45].

Таким образом, важность антикризисного управления заключается в формировании условий, факторов на предприятии, влияющих на ориентацию и действия персонала в кризисных условиях.

Такими факторами, в частности, являются:

- особенности ситуации; лимит времени на анализ ситуации, выработку и принятие решения; наличие и качество информации;

- состояние рынка, выпускаемой предприятием продукции; подготовленность персонала к действиям в кризисной ситуации;

- соответствие правовой основы деятельности персонала характеру кризиса;

- функциональное состояние персонала, характер и уровень его профессиональной мотивации; отсутствие противоречий в развитии предприятия и т.п.

В целом, антикризисное управление есть реализация классического принципа управления, согласно которому - для успешного противостояния окружающей среде сложность и скорость принятия решения на предприятии должны, как минимум, соответствовать сложности и скорости изменений, происходящих во внешней среде. Самый худший вид кризиса – это кризис управления, который означает следующее:

- проблемы возникают внезапно, вопреки ожиданиям и не соответствуют опыту прошлой деятельности предприятия;

- модели и методы управления, апробированные в принципиально иных условиях, становятся неприемлемыми в новых условиях.

В самом общем виде управленческий кризис проявляется в нарушении связей между управляющими и управляемыми системами предприятия, а самый худший вариант его – ситуация, когда управляемая подсистема активно начинает бороться против управляющей подсистемы.

Антикризисное управление, как система, состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления).

Объектом антикризисного управления является возможная кризисная ситуация и меры по предотвращению, или смягчению отрицательных последствий кризиса в ходе деятельности предприятия, организации.

Субъектом антикризисного управления является специальная группа людей, которая посредством различных приемов и способов управления осуществляет целенаправленное воздействие на объект управления.

В современной России уже накоплен определенный опыт антикризисного управления, как с точки зрения теории, так и практики.

В современной литературе по антикризисному управлению раскрыты основные теоретические положения этого процесса. Они включают следующие ключевые моменты. [3, с. 12].

1) Характеристику этапов развития управления, которые отражает сдвинутая логистическая кривая.

2) Доказательство необходимости и возможности антикризисного управления, определяемое следующими факторами и причинами:

человеческим фактором, т.е. возможностью осознанной человеческой деятельности по прогнозированию и предотвращению кризисов;

знанием циклического развития социально-экономических систем по горизонтали и вертикали;

целями развития, которое, как правило, происходит в сложных, противоречивых условиях, с опасными последствиями кризисов для людей, общества, природы.

3) Обоснование и характеристика проблематики антикризисного управления. Она представлена следующими четырьмя группами:

- первая группа, включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций.

- вторая группа, связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации.

- третья группа, представлена различными технологиями антикризисного управления (анализа обстановки, ее прогнозирования, выработкой вариантов решения, их реализацией, подведением итогов, корректировкой решений).

- четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.

4) Раскрытие сущности антикризисного управления.

5) Определение основных проблем антикризисного управления как методологии и организации их решения в условиях кризисного функционирования организации.

6) Разработка требований к антикризисному управлению.

7) Определение особенностей антикризисного управления в части его процессов и технологий, главными их которых являются:

- мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инвестиционных и инновационных программ;

- осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

- повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления;

- использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации;

8) Обоснование общих и конкретных причин кризисов.

9) Обоснование основных функций, задач и этапов антикризисного управления как видов деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат.

10) Обоснование и раскрытие основных ограничений, препятствующих антикризисному управлению и определение путей, которые их снимают.

11) Определение критериев эффективности антикризисного управления, которая, в свою очередь, зависит от следующих факторов:

- профессионализма антикризисных управляющих и все других лиц, принимающих и реализующих решения;

- искусства управления всех руководителей, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки;

- методологии разработки рискованных решений;

- научности анализа обстановки, прогнозирования, тенденций;

В целом, эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса с затраченными на это ресурсами.

Как и любой управляемый процесс - антикризисный процесс имеет свою технологию.

Технология антикризисного управления – это комплекс последовательно осуществляемых мер предупреждения, профилактики, преодоления кризиса, снижения его отрицательных последствий.

Технологическая схема антикризисного управления состоит из следующих концептуальных блоков. [11, с. 87].

Блок 1. Создание группы специалистов по выводу организации из кризисной ситуации с наделением ее определенными полномочиями и ресурсами. Группа может быть выделена в отдельную структурную единицу или иметь статус консультирующего органа при аппарате управления организацией.

Блок 2. Проверка целесообразности проведения мероприятий по антикризисному управлению.

Блок 3. Разработка управленческих решений по выводу организации из кризисной ситуации. На этом этапе осуществляется сбор исходной информации о ситуации в организации, структурно-морфологический анализ ситуации, определение путей вывода организации из кризисного состояния, определение необходимых ресурсов, проверка возможностей достижения целей.

Блок 4. Создание системы реализации управленческих решений. На данном этапе определяются конкретные исполнители с наделением их соответствующими полномочиями и ресурсами.

Блок 5. Реализация управленческих решений. На этом этапе проводятся конкретные организационно-практические мероприятия, реализация которых позволит достигнуть поставленных целей антикризисного управления.

Блок 6. Проверка качества выполнения управленческих решений, которая может иметь как положительную, так и отрицательную оценку.

Блок 7. Разработка мероприятий по прогнозированию будущих кризисных ситуаций.

В целом, антикризисное управление представлена следующими основными частями и входящими в них блоками.

Первая часть: « Кризисы в тенденциях макро - и микроразвития», состоит из следующих блоков:

- кризисы в социально- экономическом развитии;

- тенденции возникновения и разрешения экономических кризисов;

- государственное регулирование кризисных ситуаций;

- кризисы государственного управления;

- кризисы в управлении организацией (фирмой).

Вторая часть: « Возможность, необходимость и содержание антикризисного управления» состоит из следующих блоков:

- основные черты и технологии антикризисного управления;

- государственное регулирование кризисных ситуаций;

- диагностика кризисов в процессах управления;

- маркетинг в антикризисном управлении;

- стратегия и тактика антикризисного управления;

- правовые и организационные проблемы банкротства.

Третья часть: «Ключевые факторы антикризисного управления», состоит из следующих блоков:

- риски в антикризисном управлении;

- инновации в антикризисном управлении;

- инвестиции в антикризисном управлении;

- оценочная деятельность в АКУ.

Четвертая часть: «Человеческий фактор антикризисного управления» состоит из следующих блоков:

- человеческий капитал АКУ;

- антикризисное управление персоналом организации;

- механизм конфликтологии в антикризисном управлении;

- менеджер по антикризисному управлению;

- психологические аспекты антикризисного управления;

- корпоративность в АКУ.

Пятая часть: «Антикризисное управление и процессы общественного развития» состоит из следующих блоков:

- государственное регулирование кризисных ситуаций;

- региональные аспекты АКУ;

- роль профсоюзов в АКУ.

Шестая часть: «Зарубежный опыт антикризисного управления» состоит из следующих блоков:

- «новый курс» Рузвельта в США;

- опыт известных менеджеров развитых стран мира;

- использование зарубежного опыта в России.


2. Понятия, сущность и особенности диагностики банкротства организации


Слово «диагностика» (от слова «диагноз») в переводе с греческого языка означает распознавание, определение. Именно поэтому как понятие слово диагностика в настоящее время означает – определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур.[5, с. 67].

Диагностика состояния предприятия – это учение о методах и принципах распознавания нарушений в экономических, финансовых и управленческих механизмах работы предприятия.

Цель диагностики – установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу, после чего можно откорректировать эффективную экономическую (политическую, социальную) политику, стратегию и тактику.

Задачи диагностики заключаются в определении мер, направленных на координацию работы всех составляющих элементов системы, и способов их реализации.

Поскольку диагностирование представляет собой исследовательский процесс, то оно должно отвечать следующим требованиям: аутентичность; объективность; точность; воспроизводимость.

Обычно выделяют следующие типы диагностирования объекта:

Первый тип определяется как диагноз, устанавливающий отклонение от нормы или патологию.

Второй тип позволяет определить принадлежность исследуемого объекта к конкретному классу, группе или совокупности.

Третий тип диагноза позволяет оценить избранный объект как уникальное сочетание признаков. Он используется там, где из-за уникальности объекта невозможно произвести его сравнение с другими объектами.

Различают следующие этапы диагностирования: 1) установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов. Этот этап называется этапом качественной идентификации объекта и подразумевает определение у объекта таких параметров, которые являются общими для некоторой совокупности объектов; 2) выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путем сравнения его фактических параметров с базовыми. На этом этапе осуществляется количественная идентификация объекта с использованием базовых параметров диагноза, определяемых как отклонение фактических параметров от базовых.

Диагностика – представляет собой процесс, который осуществляется во времени и пространстве.

Процесс диагностикиэто исследовательский, поисковый, познавательный процесс, т.е. диагностика – это определенные способы, методы, приемы, с помощью которых она реализуется как исследовательский процесс.

Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорганизованная динамическая система (вся экономика страны, отдельная отрасль, конкретное предприятие, фирма, компания), так и любой элемент этих систем (внутренняя среда организации, конкретные виды ресурсов, производственные функции, организационная структура, себестоимость и т.п.).

Субъектом диагностики могут быть как штатное руководство, специалисты самого предприятия, так и специальные группы людей занимающиеся диагностикой профессионально. Это представители различных аудиторских контор, антикризисные управляющие, эксперты и т.п., осуществляющие диагностику на профессиональной основе и имеющие для этого соответствующий опыт, средства, методики и лицензии.[18, с. 23].

При диагностике кризиса объектом может быть вся экономика страны, ее отдельная отрасль или сложная проблема.

Диагностика проблемы первый шаг на пути ее решения и локализации.

Алгоритм процесса диагностирования может включать следующие элементы:

1) Анализ объекта диагностики, например, производственно-хозяйственной деятельности предприятия (отрасли, экономики).

2) Определение ключевых параметров ситуации на предприятии.

3) Выявление основных проблем развития предприятия.

4) Анализ проблем и выявление первоочередной из них.

5) Анализ первоочередной проблемы и ее диагностирование.

6) Постановка диагноза, т.е. определение причин, факторов, породивших проблему и последствий, связанных с ее существованием.

7) Прогнозирование дальнейшего развития проблемы и путей ее устранения.

8) Принятие решений по устранению противоречий, связанных с проблемой.

9) Предотвращение кризиса, вызванного проблемой развития предприятия.

Цель, задачи и соответствие требованиям, предъявляемым к процессу диагностирования, осуществимы, если все исследование планируется, организуется и контролируется согласно логике диагноза, основанной на выявлении базовых параметров.

Базовые параметры – это система критериев, способных адекватно отразить специфику конкретного объекта с учетом влияющих на него в тот или иной период времени факторов (система показателей, качественных характеристик, шкал и т.д.).

Таким образом, для того чтобы правильно оценить состояние объекта диагноза, необходима система критериев. Это, прежде всего, создание системы показателей для оценки состояния объектов, разработки качественных характеристик и количественных показателей, шкал для измерения определенных значений и т.п.

Основными методами диагностики являются:

1) Статистический метод или диагностика статистического состояния, которая оценивает объект на определенный момент времени.

2) Аналитический метод или диагностика с использованием методов комплексного экономического анализа.

3) Экспертный метод или экспертная диагностика, которая использует информацию, данную экспертами.

4) Метод линейного программирования, который использует математический прием, используемый для определения лучшей комбинации ресурсов и действий, необходимых для достижения оптимального результата.

5) Метод динамичного программирования, который использует вычислительный метод для решения задач управления определенной структуры, когда задача с N переменными представляется как многошаговый процесс принятия решения. На каждом шаге определяется как экстремум функции от одной переменной. В этом случае исследование проходит в три этапа:

- построение математической модели для использования модельных имитаций;

- решение управленческой задачи;

- анализ и обобщение полученных результатов.

Таковы лишь некоторые методологические положения, лежащие в основе диагностики состояния предприятия.

В целом, признаки или критерии несостоятельности различаются на общие и конкретные.

Характеристика общих признаков банкротства, изложена в Законе о несостоятельности – это неплатежеспособность и неоплатность.

При этом необходимо отметить, что при анализе состояния предприятия особую важность имеет комплексный подход. В связи с этим в международной и российской практике преобладающей является точка зрения, согласно которой критерии оценки эффективности предприятия подразделяются на основные и дополнительные.[12, с. 56].

К основным критериям относят: критерии эффективности производства; критерии маневренности производства; критерии гибкости стратегии.

К дополнительным критериям относятся критерии наличия экономических ресурсов: финансовых, трудовых и материальных.

Показатели, применяемые для диагностики предприятия, подразделяются также на оценочные и относительные.

Оценочные показатели – это выручка от продажи товаров, работ, услуг, валовая прибыль; прибыль до налогообложения; прибыль после уплаты налогов; чистая прибыль.

К относительным показателям деятельности предприятия относят различные коэффициенты, показывающие эффективность использования ресурсов: индекс отдачи полученной прибыли на вложенный капитал; индекс отдачи собственного капитала; индекс отдачи заемного капитала; доля валовой прибыли, условно чистой прибыли в объеме продаж; показатели структуры издержек и т.д.

Из множества показателей деятельности предприятия методическими указаниями по проведению анализа финансового состояния организаций предусматривается использование следующих показателей, характеризующих различные аспекты деятельности организаций.[21, с. 103].

Общие показатели:

среднемесячная выручка К1;

доля денежных средств в выручке К2;

среднесписочная численность работников К3;

Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости:

общая степень платежеспособности К4;

коэффициенты задолженности: по кредитам банков и займов К5; другим организациям К6; фискальной системе К7;

коэффициент внутреннего долга К8;

степень платежеспособности по текущим обязательствам К9;

коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами К10;

собственный капитал в обороте К11;

доля собственного капитала в оборотных средствах (коэффициент обеспеченности собственными средствами) К12;

коэффициент автономии (финансовой независимости) К13;

Показатели эффективности использования оборотного капитала (деловой активности), доходности и финансового результата (рентабельности):

коэффициенты: обеспеченности оборотными средствами К14; доли оборотных средств в производстве К15; доли оборотных средств в расчетах К16;

рентабельность оборотного капитала К17;

рентабельность продаж К18;

среднемесячная выработка на одного работника К19.

Показатели эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности организации:

эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) К20;

коэффициент инвестиционной активности К21;

Показатели выполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами:

коэффициенты исполнения текущих обязательств перед бюджетами соответствующих уровней К22 – К24;

коэффициент исполнения текущих обязательств перед государственными внебюджетными фондами К25;

коэффициент исполнения текущих обязательств перед Пенсионным фондом РФ К26.

С точки зрения менеджмента возможное наступление банкротства является признаком кризисного состояния предприятия, выражающееся в наличии у него неплатежеспособности или неоплатности.

Как известно, неплатежеспособности (неоплатности) предприятия соответствует неудовлетворительная структура его бухгалтерского баланса. В связи с этим, внутрифирменный анализ финансового состояния предприятия предполагает следующие виды диагностики структуры бухгалтерского баланса.

1) Анализ состояния ликвидности оборотных активов для определения:

- абсолютно ликвидных активов – это денежные средства;

- быстрореализуемых активов – это краткосрочные финансовые вложения, беспрепятственно принимаемые к учету банками бесспорная дебиторская задолженность;

- медленно реализуемых активов – это продукция производственно-технического назначения, незавершенное строительство, расходы будущих периодов;

- труднореализуемых активов – это залежалые производственные запасы, дебиторская задолженность; готовая продукция, не пользующаяся спросом.

2) Анализ достаточности денежных средств для погашения денежных обязательств предприятия. Этот метод опирается на основополагающий принцип обеспечения платежеспособности предприятия: приток денежных средств должен обеспечивать покрытие текущих обязательств предприятия.

3) Оценка притока денежных средств. Источниками поступлений денежных средств предприятию могут быть:

а) поступления от текущей деятельности:

- выручка от реализации продукции (работ, услуг);

- авансы, полученные от покупателей и прочих контрагентов;

- возврат средств от поставщиков;

- возврат сумм, выданных ранее подотчетным лицам;

- поступление средств по целевому финансированию и др.;

б) поступления от инвестиционной деятельности, которые включают: выручку от реализации основных средств, нематериальных активов, долгосрочных финансовых вложений.

в) поступления от финансовой деятельности, которые включают получение ссуд и займов.

4) Оценка оттока денежных средств. На предприятии может быть множество направлений оттока денежных средств, но основными их направлениями являются:

- оплата счетов поставщиков и прочих контрагентов;

- выплата заработной платы работникам;

- отчисления в фонды социального страхования и обеспечения;

- расчеты с бюджетом по причитающимся к уплате налогам;

- погашение задолженностей по полученным ранее кредитам и т.п.

5) Определение общей потребности предприятии я в денежных средствах, которая равна сумме кредитовых сальдо (это сумма непогашенных в предыдущие периоды обязательств) счетов и текущей потребности предприятия в денежных средствах за анализируемый период.

6) Анализ краткосрочной задолженности по различным ее видам: банкам, за товары и услуги, по оплате труда, по расчетам в различные фонды, по платежам в бюджет, по срокам выплат и т.д.

7) Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности по определенным методикам и формулам.

8) Определение периода кредитования в анализируемом периоде по каждому виду задолженности, который сопоставляют с продолжительностью кредитования в предыдущем периоде, и по тенденции изменения судят об изменении условий получения кредита, которые или улучшились, или ухудшились.

Нормативно-методическими материалами о несостоятельности (банкротстве) определена система коэффициентов для установления неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, их финансовой устойчивости, которые изложены в таблице 1


Таблица 1. Финансовые коэффициенты, применяемые для оценки финансовой устойчивости предприятия[12, с. 56].

Коэффициент Что показывает Как рассчитывается Комментарий
1 2 3 4

Автономии


Характеризует независимость заемных средств. Показывает долю собственных средств в общей сумме всех средств предприятия.


Ка = Ис / В

Отношение общей суммы всех средств предприятия к источникам собственных средств


Минимальное пороговое значение на уровне 0,5.

Превышение указывает на увеличение финансовой независимости, расширение возможности привлечения средств со стороны

Соотношения

заемных и

собственных

средств


Сколько заемных средств привлекало предприятие на 1 руб. вложенных в активы собственных средств

Кз/с=(Кт+Кt)/Ис

Отношение всех обязательств к собственным средствам

Кз/с ‹ 0,7

Превышение указанной границы означает зависимость предприятия от внешних источников средств, потерю финансовой устойчивости (автономности)

Обеспеченности

собственными

средствами

Наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Критерий для определения неплатежеспособности (банкротства) предприятия

Ко = Ес/Rа =

=(Ис – F)/Rа

Отношение собственных оборотных средств к общей величине оборотных средств предприятия

Ко ≥ 0,1. Чем выше показатель (0,5), тем лучше финансовое состояние предприятия, тем больше у него возможностей проведения независимой политики
Маневренности Способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства за счет собственных источников.

Км/н = Ес/Ис

Отношение оборотных средств к общей величине собственных средств (собственного капитала предприятия)

Км = 0,2– 0,5.

Чем ближе значение

показателя к верхней границе, тем больше возможность финансового маневра у предприятия

Соотношения мобильных и

Иммобилизованных средств

Сколько внеоборотных средств приходится на 1 рубль оборотных активов

Км/и = Rа/F

Отношение оборотных средств к внеоборотным активам

Чем выше значение

показателя, тем больше средств предприятие вкладывает в оборотные активы

Имущества

Производственного назначения

Долю имущества производственного назначения в общей стоимости всех средств предприятия

Кп.им=(Z+F)/В

Отношение суммы внеоборотных активов и производственных запасов к итогу баланса

Кп.Им ≥ 0,5

При снижении показателя ниже рекомендуемой границы целесообразно привлечение долгосрочных заемных средств для увеличения имущества производственного назначения

Текущей ликвидности

(покрытия)

Достаточность оборотных средств, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств

Кл = Rа / Кt

Отношение текущих активов

(оборотных средств) к текущим пассивам


1 ≥ Кл ≤ 2

Нижняя граница показывает на то, что оборотных средства должно быть достаточно, чтобы покрыть свои обязательства.

Критической (срочной) ликвидности Прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения рас-четов с дебиторами

Ккл =(Д+rа)/Кt

Отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений плюс суммы мобильных средств в расчетах с дебиторами к текущим пассивам

Ккл≥1

Низкое значение указывает на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращения наиболее ликвидной части оборотных средств в денежную форму для расчетов

Абсолютной ликвидности Какую часть краткосрочной задолженности предприятие мож-жет погасить в ближайшее время

Кал = Д/Кt

Отношение денежных средств к текущим пассивам

Кал ≥ 0,2 – 0,5

Низкое значение указывает на снижение платежеспособности

предприятия

Прогноза банкротства Доля чистых оборотных активов в стоимости всех средств предприятия

Kпб=(Ra–Кt)/B

Отношение разности оборот - ных средств и краткосрочных

пассивов к итогу баланса

Снижение показателей свидетельствует о том, что предприятие испытывает финансовые затруднения

Существует также система показателей деловой активности предприятия.

К таким показателям относятся:

1) Выручка от реализации – V;

2) Чистая прибыль (Pr), которая рассчитывается по формуле – прибыль отчетного года минус налог на прибыль, т.е. такая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

3) Производительность труда (Пт), которая рассчитывается по формуле: Пт = V / Чр, где Чр – среднесписочная численность работников. Рост показателя свидетельствует о повышении эффективности использования трудовых ресурсов.

4) Фондоотдача производственных фондов (Ф), которая рассчитывается по формуле: Ф = V / Fср. Этот показатель отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов. Она показывает, сколько на 1 руб. стоимости внеоборотных активов реализовано продукции.

5) Коэффициент общей оборачиваемости капитала (Ок), который рассчитывается по формуле: Ок = V / Вср.

6) Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Ооб), который рассчитывается по формуле: Ооб = V / Rа. Он отражает скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия за анализируемый период, или сколько рублей оборота (выручки) приходится на каждый рубль данного вида активов.

7) Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств (Ом.ср), который рассчитывается по формуле: Ом.ср. = V /Z ср, где Zср – средняя за период величина запасов и затрат. Он показывает скорость оборота запасов и затрат, т.е. число оборотов за отчетный период, за который материальные оборотные средства превращаются в денежную форму.

8) Средний срок оборота дебиторской задолженности (Од/з), который рассчитывается по формуле: Од/з = V / rаср, где rаср – средняя за период дебиторская задолженность. Он показывает число оборотов за период коммерческого кредита, предоставленного предприятием. При ускорении оборачиваемости происходит снижение значения показателя, что свидетельствует об улучшении расчетов с дебиторами.

9) Средний срок оборота материальных средств (См.ср.), который рассчитывается по формуле: См.ср. = 365/ Ом.ср. Он показывает продолжительность оборота материальных средств за отчетный период.

10) Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (Ок/з), который рассчитывается по формуле: Ок/з = V/ rрср, где rрср – средняя за период кредиторская задолженность. Он показывает скорость оборота задолженности предприятия. Ускорение неблагоприятно сказывается на ликвидности предприятия; если Оц/з < Од/з, то возможен остаток денежных средств у предприятия.

11) Продолжительность оборота кредиторской задолженности (Ск./з.), которая рассчитывается по формуле: Ск/з =365 /Ок/з. Она показывает период, за который предприятие покрывает срочную задолженность. Замедление оборачиваемости, т.е. увеличение периода, характеризуется как благоприятная тенденция.

12) Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (Оск), который рассчитывается по формуле: Оск = V / Исср, где Исср – средняя за период величина собственного капитала, резервов. Он отражает активность собственных средств или активность денежных средств, которыми рискуют акционеры или собственники предприятия. Рост в динамике означает повышение эффективности используемого собственного капитала.

13) Продолжительность операционного цикла (Цо), который рассчитывается по формуле: Цо = Сд /з + См.ср. Он характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы находятся в материальных средствах и дебиторской задолженности. Необходимо стремиться к снижению значения данного показателя.

14) Продолжительность финансового цикла (Цф), который рассчитывается по формуле: Цф = Цо • Ск/з. Она показывает время, в течение которого финансовые ресурсы отвлечены из оборота. Цель управления оборотными средствами – сокращение финансового цикла, т.е. сокращение операционного цикла и замедление срока оборота кредиторской задолженности до приемлемого уровня.

15) Коэффициент устойчивости экономического роста (Кур), который рассчитывается по формуле: Кур = {( Рр – Д) / Исср}•100% = { Рр / Исср}•100%, где Рр – прибыль от реализации продукции, работ, услуг; Д – дивиденды, а Исср –средняя за период величина собственного капитала, резервов. Он характеризует устойчивость и перспективу экономического развития предприятия, а также определяет возможности по расширению основной деятельности за счет реинвестирования собственных средств. Показывает, какими темпами в среднем увеличивается экономический потенциал предприятия.

Показатели рентабельности предприятия

1) Рентабельность продаж (Rn), которая рассчитывается по формуле: Rn = Рр / V, где Рр – прибыль от реализации продукции; V – выручка от реализации. Он показывает доходность реализации, т.е. насколько рублей нужно реализовать продукции, чтобы получить 1 рубль прибыли. Напрямую связан с динамикой цены реализации продукции, уровнем затрат на производство.

2) Рентабельность основной деятельности (Rод), которая рассчитывается по формуле: Rод = Рр / З, где, Рр –прибыль от реализации продукции, а З – себестоимость реализации продукции.

3) Рентабельность всего капитала предприятия (Rк), которая рассчитывается по формуле: Rк = Рч / Вср, где Рч – чистая прибыль, после уплаты налога на прибыль, Вср –средний за период итог баланса.

4) Рентабельность внеоборотных активов (Rf), которая рассчитывается по формуле: Rf = Рч / Fср, где, Рч – чистая прибыль, после уплаты налога на прибыль, а Fср – средняя за период стоимость внеоборотных активов. Она измеряет величину чистой прибыли, приходящейся на единицу стоимости внеоборотных активов.

5) Рентабельность собственного капитала (Rск), которая рассчитывается по формуле: Rск = Рч / Исср, где Рч - чистая прибыль, после уплаты налога на прибыль, а Исср – средняя за период величина собственного капитала, резервов.

Заключительный этап диагностики банкротства – изучение основных факторов, обусловливающих кризисное развитие предприятия. В общем виде их делят на внешние и внутренние. Исследуются только те факторы, входящие в их состав, которые оказывают негативное воздействие на деятельность организации, предприятия. Степень этого воздействия может быть определена посредством одно- или многофакторных корреляционных моделей.


3. Основные методики определения несостоятельности (банкротства) организаций


Содержание методик по определению несостоятельности (банкротств) предприятий, которые используют отечественные и зарубежные ученые представлено следующими моделями.

1) Двухфакторная модель оценки вероятности банкротства предприятия. Эта модель является самой простой моделью, анализ применения которой исследован в работах М.А.Федотовой. [21, с. 56].

При построении модели учитываются два показателя, от которых зависит вероятность банкротства – коэффициент текущей ликвидности (покрытия) и отношение заемных средств к активам.

На основе анализа западной практики были выявлены весовые коэффициенты каждого из этих факторов. [2, с. 12].

Для США данная модель выглядит следующим образом:


Z = – 0,3877 – 1,0736 Ктл + 0,0579 Кз.с.,


где Ктл. – коэффициент текущей ликвидности; Кз.с. – отношение заемных средств к валюте баланса.

Если Z < 0 – вероятно, что предприятие останется платежеспособным;

Если Z > 0 – вероятно банкротство.

Двухфакторная модель вероятности банкротства не отражает другие стороны финансового состояния предприятия: оборачиваемость активов, рентабельность активов, темпы изменения выручки от реализации и т.д. Точность прогнозирования увеличивается, если во внимание принимается большее количество факторов, отражающих финансовое состояние предприятия.

2) Метод рейтинговой оценки финансового состояния предприятия. Авторы этой модели Р.С.Сайфулин и Г.Г. Кадыков предложили использовать для экспресс-оценки финансового состояния предприятия рейтинговое число:


R = 2Ко + 0,1Ктл + 0,08Ки + 0,45Км + Кпр,


где R – рейтинговое число;

Ко – коэффициент обеспеченности собственными средствами ( Ко ≥ 0,1);

Ктл – коэффициент текущей ликвидности (Ктл ≥ 2);

Ки – интенсивность оборота авансируемого капитала, которая характеризует объем реализованной продукции, приходящейся на один рубль средств, вложенных в деятельность предприятия (Ки ≥ 2,5);

Км – коэффициент менеджмента, который характеризуется отношением прибыли от реализации к величине выручки от реализации Км ≥ (n – 1)/r, где r – учетная ставка Центрального банка.

Кпр – рентабельность собственного капитала – отношение балансовой прибыли к собственному капиталу (Кпр ≥ 0,2).

При полном соответствии значений финансовых коэффициентов минимальным нормативным уровням рейтинговое число будет равно 1. Финансовое состояние предприятий с рейтинговым числом менее 1 характеризуется как неудовлетворительное.

Рейтинговая оценка финансового состояния может применяться в целях классификации предприятий по уровню риска взаимоотношений с ними банков, инвестиционных компаний, партнеров.

Вместе с тем, диагностика несостоятельности на основе двухфакторной модели и на базе рейтингового числа, однако, не позволяют оценить причины попадания предприятия «в зону неплатежеспособности». Кроме того, эти показатели не учитывают отраслевых особенностей предприятий.

В международной практике используется несколько другая система для определения и прогнозирования банкротства предприятия, чем в России. В частности, основными методиками являются следующие.

1) Оценка вероятности банкротства предприятия на основе Z-счета (или расчета коэффициента вероятности банкротства) на основе модели, предложенной американским экономистом Э.Альтманом. Он применил пятифакторный статистический анализ для определения вероятности банкротства, который выражается следующей формулой:


ZСЧЕТ = Кв,б = 1,2Коб + 1,4Кн.п + 3,3Кр + 0,6Кп + Кот,


где Кв.б – коэффициент вероятности банкротства (или Z – счет); Коб – доля оборотных средств в активах; Кн.п – рентабельность активов, исчисленная по нераспределенной прибыли, т.е. отношение нераспределенной прибыли (чистая прибыль за вычетом дивидендов) к общей сумме активов; Кр – рентабельность активов, определяемая как отношение балансовой прибыли (до вычета налогов) к общей сумме активов; Кп – коэффициент покрытия по рыночной стоимости собственного капитала, т.е. отношение рыночной стоимости акционерного капитала к краткосрочным обязательствам; Кот – отдача всех активов, т.е. отношение выручки от реализации к общей сумме активов. При значениях коэффициента 1,8 и меньше существует очень высокая вероятность банкротства, а от 3 и выше очень низкая (табл. 2.)


Таблица 2 – Определение вероятности наступления банкротства предприятия по Z-счету Альтмана (за один год) [18, с. 23].

Значение Z-счета Вероятность наступления банкротства
Z ≤ 1,8 очень высокая
1,8 <Z ≤ 2,7 Высокая
2,7 < Z ≤ 2,9 Возможная
Z > 2,9 очень низкая

В 1977 г. Альтман разработал более точную модель, позволяющую прогнозировать банкротство, на горизонте в пять лет, с точностью до 70 %. В модели используются следующие показатели: рентабельность активов, динамичность прибыли, коэффициент покрытия процентов, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент автономии, стоимость имущества предприятия.

В российской практике предпринимались многочисленные попытки использования Z-счета Альтмана для оценки платежеспособности и диагностики банкротства, используется компьютерная модель прогнозирования диагностики банкротства. Однако различия во внешних факторах, оказывающих влияние на функционирование предприятия (степень развития фондового рынка – главным образом небольшой объем вторичного рынка ценных бумаг, налоговое законодательство, нормативное обеспечение бухгалтерского учета), а следовательно на экономические показатели, используемые в модели Альтмана, искажают вероятность оценки.[12, с. 56].

2) Оценка финансового состояния предприятия по показателям У. Бивера. Американский ученый У. Бивер предложил иную систему показателей для диагностики банкротства. Значение ее показателей изложено в таблице 3.


Таблица 3 – Система показателей диагностики банкротства предприятий по У. Биверу [5, с. 76].

Показатель Формула Значение показателей


Нормальное За 5 лет до банкротства За 1 год до бан-кротства

Коэффициент Бивера


Чистая прибыль-Амортизация

Долгосрочные + Краткосрочные

обяз-ва обяз-ва


0,4-0,45


0,17


– 0,15

Рентабельность активов


Чистая прибыль

——————— х 100%

Активы


6 - 8


4


– 22

Финансовый

левередж

Долгосрочные + Краткосрочные

обяз-ва обяз-ва

Активы


≥ 37


≥ 50


≥ 80

Коэффициент покрытия активов чистым оборотным

капиталом

Собст-й капитал – Внеобор. ка- питал

Активы


0,4


≥ 0,3


0,06

Коэффициент покрытия

Оборотные средства

Краткосрочные обязательства


≥ 3,2


≥ 2


≥ 1


3) Комплексная система оценки состояния предприятия американского экономиста П. Пратта. Он предложил модель прогнозирования банкротства, которая состоит из 8 этапов. 1) Оценка краткосрочной ликвидности. 2) Оценка текущей деятельности. 3) Оценка риска. 4) Оценка структуры капитала по балансовому отчету. 5) Расчет коэффициентов покрытия по отчету о прибылях. 6) Оценка рентабельности по отчету о прибылях. 7) Оценка доходности инвестиций. 8) Оценка использования активов.

4) Комплексная оценка состояния предприятия французского ученого Ж.- П. Тибо, который предложил методику диагностики, состоящую из 7 видов диагностик: экономической; функциональной; технической; социальной; функции «управление – финансы»; менеджмента и организации; внешней среды.

Таковы лишь некоторые отечественные и зарубежные методики диагностики банкротства (несостоятельности) предприятий и организаций.

Выделяют следующие результаты, к которым может привести диагностика. Так, могут обнаружиться следующие стадии неплатежеспособности предприятий.

Скрытая неплатежеспособность, которая характеризуется снижением цены предприятия по причине неблагоприятных тенденций как внутри его, так и за его пределами.

Финансовая неустойчивость предприятия, которая характеризуется отсутствием у него возможностей справиться своими силами с предполагаемой неплатежеспособностью. Данная стадия связана с резким ухудшением всех показателей финансовой отчетности предприятия. Эта стадия, в свою очередь, делится еще на три вида: 1) кратковременную неплатежеспособность – это ситуация, когда предприятие не в состоянии в нормативный срок погасить просроченную задолженность, но имеет достаточно интенсивный приток прибыли, позволяющий погасить ее вместе с привлеченными средствами в нормативно установленный период; 2) временную неплатежеспособность – это ситуация, когда предприятие не имеет достаточных средств для своевременного погашения внешней задолженности, но за счет мобилизации части оборотных средств и привлечения заемных средств в состоянии рассчитаться со всей внешней задолженностью; 3) долговременную неплатежеспособность, которая складывается, когда предприятие может погасить свои доли только за счет мобилизации оборотных средств, внеоборотных активов.

Стадия явного банкротства, которая уже была охарактеризована ранее и признаки которой закреплены в законодательстве о банкротстве (несостоятельности). На этой стадии предприятие не может своевременно оплачивать свои долги, и банкротство становится юридически очевидным. Именно на этой стадии предприятие попадает в поле зрения антикризисных управляющих, которые либо ликвидируют его, применяя к нему конкурсное производство, либо пытаются осуществить его финансовое оздоровление.

Таковы лишь некоторые направления, методики, используемые при диагностике банкротства (несостоятельности) предприятий и организаций.

Задача менеджмента – своевременно обеспечить принятие таких управленческих решений, которые будут способствовать снижению негативных процессов на состояние объекта и которые, если не предотвратят кризис, то хотя бы частично локализуют наиболее существенные его проявления. Содержание и результаты диагностических исследований позволят сделать вывод о том, какие методы, пути будут наиболее эффективными для вывода предприятия из состояния кризиса.


4. Социально – трудовые показатели эффективности деятельности персонала, при диагностики несостоятельности организации


При диагностики несостоятельности предприятия важным является анализ трудовых ресурсов. Как известно, управление не ограничивается сферой труда, технологией и экономикой производства. В социально-экономических системах центральным элементом является человек, его интересы, потребности, ценности и установки, т.е. речь идет, о так называемом, человеческом факторе в решении любой задачи. Человеческий фактор может быть или препятствием или ускорителем идей во всех областях человеческой деятельности. Именно люди оживляют, генерируют любую систему, в связи с чем, человек в организации выступает одновременно и объектом, и активным субъектом управления.[24, с. 89].

В процессе анализа необходимо тщательно изучить причины, вызывающие движение кадров. Для этих целей все поступление рабочей силы классифицируется по источникам поступления, а выбытие — по направлениям.

Среди источников поступления важнейшими являются:

принятые непосредственно по инициативе предприятия.

Это может быть повышение разряда в пределах профессии; перемена профессии с целью освоения новой, более сложной; переход к другой профессии в результате изменений структурного, технологического, организационного характера, осуществляемых на предприятии; административное повышение по службе, в частности назначение молодых специалистов на более высокие должности; движение социального характера, связанное с направлением на обучение в учебные заведения за счет средств предприятия; перемещение с целью внутрипроизводственного обмена опытом;

принятые по направлениям органов по трудоустройству;

принятые по окончании соответствующих специальных учебных заведений;

принятые в порядке перевода с других предприятий.

В зависимости от того, за счет каких источников обеспечивается покрытие потребности в рабочей силе, на предприятии разрабатываются конкретные меры по ее привлечению.

Среди направлений выбытия работников важнейшими являются следующие:

выбытие по причинам физиологического характера (уход на пенсию, длительная болезнь и невозможность по состоянию здоровья продолжать работу, в связи со смертью);

выбытие по причинам, прямо предусмотренным законом, т.е. необходимый оборот рабочей силы: призыв в армию, поступление в учебное заведение с отрывом от производства, переезд на другое место жительства, избрание в выборные органы государственной власти и некоторые общественные организации, перевод на другие предприятия);

выбытие по причинам, непосредственно не предусмотренным законом и связанным с личностью работника: увольнение по собственному желанию, за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины, в связи с решением суда.

По данным о наличии и движении кадров в целом, а также по категориям и группам персонала по предприятию (а, возможно, и по подразделениям) строится баланс ресурсов рабочей силы. На основе баланса движении кадров рассчитывается система показателей, характеризующих интенсивность движения кадров. К ним относятся:

коэффициент оборота по приему — отношение числа принятых за период работников (Чп) к среднесписочному их числу (Чст): Кп = Чп/Чсп;

коэффициент оборота по выбытию — отношение числа выбывших работников (Чв) к среднесписочному их числу: Кв = Чв/Чсп;

3) коэффициент общего оборота — отношение суммы приема и выбытия к среднесписочному их составу: Кобщ = (Чп + Чв)/Чсп;

4) коэффициент текучести — отношение числа работников, уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины к среднесписочному их составу: Ктек = (Чтек+Чдисц)/Чсп;

5) коэффициент замещения — отношение разности числа принятых и выбывших к среднесписочному числу работников: Кз = (Чп-Чв)/Чср;

коэффициент сменяемости — совпадает с коэффициентом по приему или выбытию в зависимости от того, какой из них меньше;

коэффициент устойчивости — отношение числа работников, проработавших более года (Чстаж) к числу принятых: Куст = Чстаж/Чп. [25, с. 78].

Высокий уровень текучести, особенно группы рабочих и специалистов, негативно отражается на издержках производства, приводя:

к простоям оборудования из-за нехватки рабочих;

снижению качества работы и продукции, так как в целом снижается уровень квалификации кадров;

росту затрат, связанных с подготовкой специалистов, приемом и увольнением работников;

снижению производительности труда в течение периода адаптации новых работников;

увеличению срока оплаты труда в связи с выплатой выходных пособий, пособий по безработице, оплате сверхурочных и др.

Поэтому тщательному изучению должно подвергнуться выбытие работников, вызванное нарушением трудовой дисциплины и по собственному желанию.

Проанализировав причины текучести кадров, необходимо наметить меры по ее снижению. Это могут быть меры организационного и экономического характера, связанные с совершенствованием организации производства и труда, созданием условий, способствующих повышению квалификации рабочих и росту по службе специалистов и служащих, созданием системы повышения квалификации, совершенствованием оплаты труда, улучшением жилищно-бытовых условий. Среди всех используемых в экономике ресурсов (материальных, трудовых, природных, финансовых и других) важнейшее значение имеет управление, то есть способность и умение вырабатывать цели, определять ценности, координировать выполнение задач и функций, обучать работников и добиваться эффективных результатов их деятельности.

Заключение


В современных условиях нормальное функционирование коммерческой организации независимо от формы собственности требует от руководства тщательного, системно-комплексного подхода к диагностике несостоятельности организации, а для грамотного управления финансами организации - разработки и реализации финансовой стратегии.

Россия медленно выходит из экономического кризиса, вызванного ошибками и просчетами перехода к рынку. Так, в послании Президента РФ 27 мая 2004 года отмечается, что с 1999 г. по настоящее время удалось восстановить лишь около 40% потерь.

Однако и в настоящее время около половины промышленных предприятий страны, с точки зрения формальных финансовых критериев, а часто и по существу, неплатежеспособны. Эти предприятия нуждаются в помощи, которая может быть предоставлена им в двух формах: либо в форме инвестиций; либо в форме процедуры финансового оздоровления, которое предполагает реформирование предприятия и появление на нем или на его базе имущественного комплекса эффективного бизнеса под патронажем стратегического собственника.

Антикризисное управление – применение антикризисных процедур на микроуровне, на уровне конкретного предприятия. Антикризисное управление связано с отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении профилактических, оздоровительных процедур, реорганизационных или ликвидационных мероприятий. [1, с. 330].

Структура антикризисного управления включает множество концептуальных блоков (блоки перечислены в пункте 1.1.). Из структуры, видно, что диагностика несостоятельности (банкротства) является одним из блоков. Возможность, необходимость и содержание антикризисного управления, состоит из следующих блоков:

- государственное регулирование кризисных ситуаций;

- диагностика кризисов в процессах управления;

- стратегия и тактика антикризисного управления;

- правовые и организационные проблемы банкротства.

Человеческий фактор антикризисного управления, состоит из следующих блоков:

- человеческий капитал АКУ;

- антикризисное управление персоналом организации;

- механизм конфликтологии в антикризисном управлении;

Диагностика состояния предприятия – это учение о методах и принципах распознавания нарушений в экономических, финансовых и управленческих механизмах работы предприятия.

Цель диагностики – установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу, после чего можно откорректировать эффективную экономическую (политическую, социальную) политику, стратегию и тактику. Содержание и результаты диагностических исследований позволят сделать вывод о том, какие методы, пути будут наиболее эффективными для вывода предприятия из состояния кризиса.

При диагностики несостоятельности предприятия важным является анализ трудовых ресурсов. Как известно, управление не ограничивается сферой труда, технологией и экономикой производства. В социально-экономических системах центральным элементом является человек, его интересы, потребности, ценности и установки. Человеческий фактор может быть или препятствием или ускорителем идей во всех областях человеческой деятельности. Именно люди оживляют, генерируют любую систему, в связи с чем, человек в организации выступает одновременно и объектом, и активным субъектом управления.[24, с. 89].

Цель исследования состоит в диагностике несостоятельности коммерческой организации и разработке мероприятий по его улучшению.

Список использованной литературы


1. Короткова Э.М. Антикризисное управление. – М.: ИНФРА-М,2003. – 330с.

2. Сюткина О.Н. Антикризисное управление предприятиями и банками. – М.: Дело, 2001. – 54 с.

3. Минаева Э.С., Панагушина В.П. Антикризисное управление. – М.: ПРИОР, 1998. – 12 с.

4. Маренков Н.Л. Антикризисное управление. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 45 с.

5. Грамотенко Т.А., Мясоедова Л.В., Любанова Т.П. Банкротство предприятий: экономические аспекты. – М.: ПРИОР, 1998. – 67 с.

6. Маренков Н.Л., Веселова Т.Н. Бухгалтерский учет.- М.: НИБ, 2003. – 32 с.

7. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит. – М.:Экономика,2003.– 27с.

8. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96. №129-ФЗ, с дополнениями 2003 г.

9. Федеральный закон РФ «Об аудите», 2002 г.

10. Федотова М.А. Как оценить финансовую устойчивость предприятия?// Финансы. - 1995. - № 6. - С. 21

11. Короткова Э.М. Антикризисное управление – М.: ИНФРА-М, 2005. – 87с.

12. Грязнова А.Г. Антикризисный менеджмент .– М.: Тандем, 1999. – 56 с.

13. Грабовой Г. Риски в современном менеджменте. – М.: Аланс, 1994. – 17 с.

14. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. –СПб.:Питер, 2002.– 97с.

15. Маренков Н.Л. Антикризисное управление. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 104 с.

16. Уркин Г.Н. Антикризисное управление предприятиями и банками. -М.: Дело, 2001. – 65 с.

17. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. – М.: Экономика, 2002.

18. Иванова Г.П. Антикризисное управление: от банкротства – к финансовому оздоровлению. – М., 1995. – 23 с.

19. Самоукина Н. Антикризисное управление компанией. – СПб., 2003. – 3 с.

20. Андреева П.Н. Антикризисное управление: Учебник для вузов. – М.: Экономика, 2005. – 89 с.

21. Калмыкова Н.М., Качалов С.В. Антикризисное управление. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 103 с.

22. Яковлев И.Т. Антикризисное управление. – М.:Высшая школа,2005. – 73с.

23. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ДИС, 2005. – 330 с.

24. Архипов А.И., Нестеренко А.Н. Экономика. – М.: Проспект, 2004. – 784 с.

25. Беменко П. Роль оборачиваемости капитала фирмы в повышении ее эффективности // Вопросы экономики. - 2004. - №3. – С.45

Похожие работы:

  1. •  ... особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)
  2. • Несостоятельность (банкротство) банков
  3. • Финансовое состояние организации по критериям ...
  4. • Правовые основы несостоятельности (банкротства)
  5. • Несостоятельность (банкротство) кредитной организации
  6. • Институт несостоятельности (банкротства)
  7. • Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных ...
  8. • Несостоятельность (банкротство) юридических лиц
  9. • Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций
  10. • Правовое регулирование несостоятельности ...
  11. • Общие положение об экономической несостоятельности ...
  12. • Методика и результаты диагностики банкротства ...
  13. • Несостоятельность (банкротство) отдельных ...
  14. • Наблюдение как процедура банкротства
  15. • Правовое регулирование несостоятельности юридических ...
  16. • Банкротство (несостоятельность) юридических лиц
  17. • Правовое регулирование банкротства кредитных организаций в ...
  18. • Банкротство предприятий
  19. • Банкротство юридического лица
Рефетека ру refoteka@gmail.com