Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

СОДЕРЖАНИЕ


Техническое задание

Энерго-кинематический расчет привода

Расчет редуктора

Подбор и проверочный расчет подшипников

Смазывание редуктора

Конструирование корпуса и деталей редуктора

Подбор и проверочный расчет муфт

Расчет шпоночных соединений

Технический уровень редуктора

Вывод

Литература



ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Спроектировать привод электролебедки по схеме, представленной на рисунке 1.

Исходные данные для варианта 2:

Тяговое усилие каната F = 10 кН;

Скорость каната u = 0,42 м/с;

Диаметр барабана D = 150 мм;

Срок службы редуктора L = 5 лет.

ЭНЕРГО-КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА. ПОДБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Выбор электродвигателя

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (1)

где h - кпд привода;

hм - кпд муфты, hм.=0,98;

hп.к..- кпд подшипников качения, hп.к.= (0,99 ё 0,995);

hз.п.- кпд закрытой передачи, hз.п.= (0,96 ё 0,98).


h = 0,992·0,982·0,982=0,904

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (2)

где Р - расчётная мощность электродвигателя, кВт;

Рр.м. - мощность рабочей машины, кВт.


Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (3)

где F - тяговое усилие каната, кН;

u - скорость каната, м/с.


Проектирование привода электролебёдки (редуктор)кВт

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)кВт


По таблице [4, с.384] выбираем подходящий электродвигатель.


Таблица 1.

Типы двигателей

Мощность, кВт Тип двигателя Номинальная частота, об/мин
5,5 4А100L2У3 2880

4А112М4У3 1445

4А132S6У3 965

4А132М8У3 720

Определение общего передаточного числа привода и его разбивка по ступеням

u=u1·u2 , (4)

где u – общее передаточное число привода;

u1 – передаточное число первой ступени;

u2 – передаточное число второй ступени.


Определим передаточное число привода для всех приемлемых вариантов типа двигателя.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (5)

где nэ.д. – частота вращения вала электродвигателя, об/мин;

nр.м – частота вращения рабочей машины, об/мин.


Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (6)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)об/мин

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Из стандартного ряда передаточных чисел первой ступени u1 = 4.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Из стандартного ряда передаточных чисел второй ступени u2 = 4,5.


Определение частоты вращения и моментов на валах

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (7)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (8)

где nт – частота вращения тихоходного вала редуктора, об/мин;

nб – частота вращения промежуточного вала редуктора, об/мин;

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)об/мин

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)об/мин

Проверка отклонения частоты вращения рабочей машины от расчетной.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)< 5% (9)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (10)

где ωэ.д. – угловая скорость вала электродвигателя, с-1.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) с-1

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) с-1

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) с-1

P = T·ω, (11)

где Pэл – мощность электродвигателя, Вт;

Tэд – крутящийся момент на валу электродвигателя, Н·м.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н·м

Т1=Тэд·u1 ∙Проектирование привода электролебёдки (редуктор) , (12)

Т2=Т1·u2 Проектирование привода электролебёдки (редуктор) , (13)

где Т1 – крутящийся момент промежуточного вала редуктора, Н·м;

Т2 – крутящийся момент тихоходного вала редуктора, Н·м.

Тп=46·4∙0,99∙0,98∙0,98=174,95 Н·м

Тт=174,95·4,5∙0,99∙0,98∙0,98=748,54 Н·м


Таблица 2.

Параметры привода


Крутящий момент Т, НЧм Частота n, об/мин Угловая скорость w, с-1 Передаточное число u
Двигатель 4А250М6У3 46 965 101
Редуктор, промежуточной вал 174,95 241,25 25,25 4
Рабочий тихоходный вал 748,54 53,61 5,61 4,5

Вывод: в данном пункте был произведен энерго-кинематический расчет привода. Выбран асинхронный двигатель. Рассчитаны передаточные числа каждой ступени. Определены крутящие моменты, угловые скорости и частоты вращения на валах ступеней.

РАСЧЁТ РЕДУКТОРА
Расчет первой ступени цилиндрического редуктора
Выбор материала и определение допускаемых напряжений

По таблице 3.2 [4,с.50] выбираем марку стали: 45 термообработка –нормализация. Принимаем твёрдость шестерни НВ1=207, твёрдость колеса НВ2=195.

Допускаемое контактное напряжение:


[σн]= (1,8· НВср+67)ЧКHL , (14)


где [σн]- допускаемое контактное напряжение, Н/мм2;

КHL – коэффициент долговечности, КHL =1;

НВср – твердость детали.


[σн.]1=1,8· 207+67= 439,6 Н/мм2


[σн.]2=1,8· 195+67= 418 Н/мм2


За расчётное допускаемое напряжение принимаем меньшее из двух допускаемых контактных напряжений [σн]=418 Н/мм2.

Допускаемое напряжение изгиба определяется:


[σF]= 1,03· НВЧКFL , (15)


где [σF] - допускаемое напряжение изгиба, Н/мм2;

KFL – коэффициент долговечности, KFL=1;

[σ F]1=1,03·207 = 213,21 Н/мм2

[σ F]2=1,03·195 = 200,85 Н/мм2


Определение значения межосевого расстояния

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (16)


где Kнβ – коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба, Kнβ = 1;

Ka – вспомогательный коэффициент: для косозубых передач Ka=43;

ψa – коэффициент ширины венца колеса, для несимметричных редукторов, ψa=0,2….0,25, принимаем ψa= 0,2;

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)мм

Полученное значение межосевого расстояния округляем до ближайшего по ГОСТ 6636-69 aω=150 мм.


Определение рабочей ширины венца колеса и шестерни

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (17)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (18)

где Проектирование привода электролебёдки (редуктор)- рабочая ширина венца шестерни, мм;

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)- рабочая ширина венца колеса, мм.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)


Определение модуля передачи

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) , (19)

где m – модуль передачи, мм;

Кm – вспомогательный коэффициент, для косозубой передачи Кm = 5,8;

d2 – делительный диаметр колеса, мм.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (20)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) мм

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Полученное значение модуля округляет до ближайшего значения из стандартного ряда по ГОСТ 9563-60 m = 1,5 мм.


Определение суммарного числа зубьев и угла наклона зуба

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (21)

Принимаем минимальный угол наклона зуба βmin равным 10°.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (22)

где zΣ – суммарное число зубьев;

z1,z2 – числа зубьев шестерни и колеса;

β – действительное значение угла наклона зуба.


Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)


Определение числа зубьев шестерни и колеса

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (23)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

z2=196 – 39= 157


Определение фактического значения передаточного числа.

Проверка передачи по передаточному числу


Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (24)

Δu=(|uт-u|/uт)·100% <4% , (25)


где u – фактическое значение передаточного числа редуктора;

uт – теоретическое значение передаточного числа взятого из стандартного ряда редукторов, uт=4;

Du – отклонение фактического значения передаточного числа редуктора от заданного, %.


Проектирование привода электролебёдки (редуктор)


Du=(|4,03-4|)/4·100%=0,75% <4%


Определение фактического межосевого расстояния.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (26)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)мм


Определение геометрических параметров колеса и шестерни

Делительные диаметры


d1=mЧz1/cosb, (27)

d2=mЧz2/cosb,

где d1 – диаметр шестерни, мм;

d2 – диаметр колеса, мм.


d1=1,5Ч39/cos11,48°=59,7 мм

d2=1,5Ч157/cos11,48°=240,3 мм.

Диаметры вершин зубьев


da1=d1+2Чm, (28)

da2=d2+2Чm,


где da1 – диаметр вершины зуба шестерни, мм;

da2 – диаметр вершины зуба колеса, мм.


da1=59,7+2Ч1,5= 62,7 мм

da2=240,3+2Ч1,5= 243,3 мм


Диаметры впадин зубьев


df1= d1-2,5Чm, (29)

df2= d2-2,5Чm,


где df1 – диаметр впадины зуба шестерни, мм;

df2 – диаметр впадины зуба шестерни, мм.


df1=59,7 – 2,5Ч1,5= 55,95мм

df2=240,3 – 2,5Ч1,5= 236,55 мм


Проверка зубьев шестерни и колеса на контактную выносливость

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (30)

где К – вспомогательный коэффициент, для косозубых передач К=376 [4,с.61]

Кнα – коэффициент учитывающий распределение нагрузки между зубьями, по графику [4,с.63] находим Кнα = 1,14;

Kнυ – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, определим по таблице 4.3. [4,с.62] Kнυ = 1,04;


Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Колесо и шестерня проходят проверку на контактную выносливость.


Проверка зубьев шестерни и колеса на выносливость при изгибе.

sF2=YF2ЧYbЧ KFbЧKFnЧ2ЧТ2/(d2b2Чm)Ј[sF]2, (31)

sF1=sF2(Y F1/YF2) Ј[sF]1, (32)

где sF1,2 – фактические напряжения изгиба для шестерни и колеса, Н/мм2;

YF1,2 – коэффициенты формы зуба для колеса и шестерни, определяются в зависимости от эквивалентного числа зубьев (zv1=z1/cos3b1 ; zv2=z2/cos3b2), и коэффициента смещения равный 0, и определяется по графику;

Yb - коэффициент, учитывающий наклон зуба;

KFb - коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба,

KFb =1;

KFn - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, KFn=1,11.


Значение YF1,2 определяем по таблице 4.4 [4,с.64] в зависимости от эквивалентного числа зубьев, zv1,2= z1,2/cos3β.


zv2=157/cos311,48°= 166,8

YF2=3,62

zv1=39/cos311,48°= 41,44

YF1=3,69

Yb=1-β0/140 (33)

Yb=1-11,48°/140=0,918

sF2=2Ч174950Ч3,62Ч1Ч0,918Ч1,11/(240,3Ч30Ч1,5) = 119,4 МПа

sF2= 119,4Ј200,85 Н/мм2

sF1=119,4(3,69/3,62) = 121,7 Ј[sF]2

sF1= 121,7 Ј 213,21Н/мм2

Колесо и шестерня проходят проверку на изгиб.


Таблица 3.

Параметры первой ступени косозубой передачи


Шестерня Колесо
Материал Сталь 45 Сталь 45
Твердость НВ 207 195
Допускаемое контактное напряжение [σн], Н/мм2 439,6 418
Допускаемое напряжение на изгиб [σF], Н/мм2 213,21 200,85
Ширина венца b, мм 34 30
Делительный диаметр d, мм 59,7 240,3
Диаметр впадин df, мм 55,95 236,55
Диаметр вершин dа, мм 62,7 243,3
Число зубьев z 39 157
Контактное напряжение σн, Н/мм2
412,7
Напряжение на изгиб σF, Н/мм2 121,7 119,4
Межосевое расстояние аw, мм 150
Угол наклона зубьев b, ° 11,48
Фактическое передаточное число редуктора uф 4,03
Модуль передачи m 1,5

Расчет второй ступени цилиндрического редуктора
Выбор материала и определение допускаемых напряжений

По таблице 3.2 [4,с.50] выбираем марку стали: 45 термообработка –нормализация. Принимаем твёрдость шестерни НВ1=207, твёрдость колеса НВ2=195.

Допускаемое контактное напряжение:


[σн.]1=1,8· 207+67= 439,6 Н/мм2


[σн.]2=1,8· 195+67= 418 Н/мм2


За расчётное допускаемое напряжение принимаем меньшее из двух допускаемых контактных напряжений [σн]=418 Н/мм2.

Допускаемое напряжение изгиба определяется:


[σ F]1=1,03·207 = 213,21 Н/мм2

[σ F]2=1,03·195 = 200,85 Н/мм2


Определение значения межосевого расстояния

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)мм

Полученное значение межосевого расстояния округляем до ближайшего по ГОСТ 6636-69 aω=240 мм.


Определение рабочей ширины венца колеса и шестерни

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)


Определение модуля передачи

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) мм

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Полученное значение модуля округляет до ближайшего значения из стандартного ряда по ГОСТ 9563-60 m = 2,5 мм.


Определение суммарного числа зубьев и угла наклона зуба

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)


Определение числа зубьев шестерни и колеса

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

z2=189 – 34= 155


Определение фактического значения передаточного числа. Проверка передачи по передаточному числу

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)


Du=(|4,56-4,5|)/4,5·100%=1,33% <4%

Определение фактического межосевого расстояния.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)мм


Определение геометрических параметров колеса и шестерни

Делительные диаметры


d1=2,5Ч34/cos10,14°=86,4 мм

d2=2,5Ч155/cos10,14°=393,6 мм.


Диаметры вершин зубьев


da1=86,4+2Ч2,5= 91,4 мм

da2=393,6+2Ч2,5= 398,6 мм


Диаметры впадин зубьев


df1=86,4 – 2,5Ч2,5= 80,15мм

df2=393,6 – 2,5Ч2,5= 387,35 мм


Проверка зубьев шестерни и колеса на контактную выносливость

Кнα – коэффициент учитывающий распределение нагрузки между зубьями, по графику [4,с.63] находим Кнα = 1,11;

Kнυ – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, определим по таблице 4.3. [4,с.62] Kнυ = 1,01;


Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Колесо и шестерня проходят проверку на контактную выносливость.


Проверка зубьев шестерни и колеса на выносливость при изгибе.

KFn - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, KFn=1,04.


Значение YF1,2 определяем по таблице 4.4 [4,с.64] в зависимости от эквивалентного числа зубьев, zv1,2= z1,2/cos3β.

zv2=155/cos310,14°= 162,5

YF2=3,62

zv1=34/cos310,14°= 35,6

YF1=3,75

Yb=1-10,14°/140=0,928

sF2=2Ч748540Ч3,62Ч1Ч0,928Ч1,04/(393,6Ч48Ч2,5) = 110,7 МПа

sF2= 110,7Ј200,85 Н/мм2

sF1=110,7(3,75/3,62) = 114,7 Ј[sF]2

sF1= 114,7 Ј 213,21Н/мм2

Колесо и шестерня проходят проверку на изгиб.


Таблица 4.

Параметры первой ступени косозубой передачи


Шестерня Колесо
Материал Сталь 45 Сталь 45
Твердость НВ 207 195
Допускаемое контактное напряжение [σн], Н/мм2 439,6 418
Допускаемое напряжение на изгиб [σF], Н/мм2 213,21 200,85
Ширина венца b, мм 52 48
Делительный диаметр d, мм 86,4 393,6
Диаметр впадин df, мм 80,15 387,35
Диаметр вершин dа, мм 91,4 398,6
Число зубьев z 34 155
Контактное напряжение σн, Н/мм2
405,6
Напряжение на изгиб σF, Н/мм2 114,7 110,7
Межосевое расстояние аw, мм 240
Угол наклона зубьев b, ° 10,14
Фактическое передаточное число редуктора uф 4,56
Модуль передачи m 2,5

Расчет нагрузок привода

Силы в зацеплении первой ступени


Определим окружную силу.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (34)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Определим радиальную силу.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (35)

где a - угол зацепления, для косозубых передач он принят a = 20°.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Определим осевую силу.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (36)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Силы для шестерни равны по значению силам для колеса, но противоположны по знаку.


Определение консольных сил


Определим силу действующую на быстроходный вал от муфты.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (37)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Силы в зацеплении второй ступени


Определим окружную силу.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (38)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Определим радиальную силу.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (39)

где a - угол зацепления, для косозубых передач он принят a = 20°.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Определим осевую силу.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (40)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Силы для шестерни равны по значению силам для колеса, но противоположны по знаку.


Определение консольных сил


Определим силу действующую на тихоходный вал от муфты.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (41)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н


Таблица 5.

Нагрузка привода


Быстроходный вал Промежуточный вал Тихоходный вал


1 ступень 2 ступень
Окружная сила Ft, Н 1456,1 1456,1 3803,6 3803,6
Радиальная сила Fr, Н 540,8 540,8 1406,4 1406,4
Осевая сила Fa, Н 295,7 295,7 680,3 680,3
Консольная сила Fм, Н 339,1 - - 1368

Схема нагружения валов цилиндрического двухступенчатого редуктора приведена на рисунке 2.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)


Рисунок 2. Схема нагружения валов

Расчёт валов
Проектный расчёт валов

Быстроходный вал.

Из рекомендации применяем термически обработанную среднеуглеродистую сталь 45.

НВ=200

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (42)


где d1 – диаметр входного вала под шкив, мм;

[τ] – напряжение кручения, [τ]к=10Н/мм2.

l1=(1,2…1,5)d1, (43)

где l1 – длина ступени вала под шкив, мм.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) мм

l1=1,2·28,4 = 34,08 мм

По таблице 7.1. [4, с.109] определяем значение высоты буртика t = 2,2 мм.

d2=d1+2t, (44)

где d2 – диаметр вала под подшипник и под уплотнение крышки с отверстием, мм.

l2=1,5d2 , (45)

где l2 – длина ступени вала под подшипник и под уплотнение крышки с отверстием.

d2 = 28,4+2·2,2 = 32,8 мм

l2 = 1,5·32,8= 49,2 мм

d3=d2+3,2r, (46)

где r – радиус галтели, определяем по таблице 7.1.[4, с.109], r = 2,5 мм;

d3 – диаметр вала под шестерню, мм.

d3 = 32,8+3,2·2,5 = 40,8 мм

Длину ступени вала под шестерню (l3) определяем из компоновки редуктора.

d4=d2,

l4=B

где d4 – диаметр вала под подшипник, мм;

l4 – длина ступени вала под подшипник, мм;

В – ширина внутреннего кольца подшипника, мм.

Полученные значения d2 и d4 округляем до ближайшего значения внутреннего кольца подшипника d=35мм.

Значения d1, l1, l2,d3 округляем до ближайшего стандартного значения Ra40.

d1=28мм

l1=34мм

l2=50мм

d3=40мм


Промежуточный вал.

Из рекомендации применяем термически обработанную среднеуглеродистую сталь 45.

НВ=200

[τ] – напряжение кручения, [τ]к=15Н/мм2.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) мм

По таблице 7.1. [4, с.109] определяем значение высоты буртика t = 2,5 мм.

d2 = 38,8+2·2,5 = 43,8 мм

По таблице 7.1.[4, с.109] определяем r = 3 мм.

d3 = 43,8+3,2·3 = 53,4 мм

Длину ступени вала под шестерню и под колесо (l3) определяем из компоновки редуктора.

d4=d2,

l2=l4=B

где d4 – диаметр вала под подшипник, мм;

l4 – длина ступени вала под подшипник, мм;

В – ширина внутреннего кольца подшипника, мм.

Полученные значения d2 и d4 округляем до ближайшего значения внутреннего кольца подшипника d=45мм.

Значения d1, d3 округляем до ближайшего стандартного значения Ra40.

d1=38мм

d3=53мм


Тихоходный вал.

Из рекомендации применяем термически обработанную среднеуглеродистую сталь 45.

НВ=200

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (47)


где d1 – диаметр входного вала под полумуфту, мм;

[τ] – напряжение кручения, [τ]к = 20 Н/мм2.

l1=(1,0…1,5)d1, (48)

где l1 – длина ступени вала под полумуфту, мм.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) мм

l1 = 1,2·57,2 = 68,64 мм

По таблице определяем значение высоты буртика t = 3мм

d2=d1+2t, (49)

где d2 – диаметр вала под подшипник и под уплотнение крышки с отверстием, мм.

l2=1,25d2, (50)

где l2 – длина ступени вала под подшипник и под уплотнение крышки с отверстием.

d2=57,2+2·3=63,2 мм

l2=1,25·63,2=79мм

d3=d2+3,2r, (51)

где r – радиус галтели, определяем по таблице, r=3,5мм;

d3 – диаметр вала под колесо, мм.

d3=63,2+3,2·3,5=74,4 мм

Длину ступени вала под колесо (l3) определяем из компоновки редуктора.

d4=d2,

l4=B,

где d4 – диаметр вала под подшипник, мм;

l4 – длина ступени вала под подшипник, мм;

В – ширина внутреннего кольца подшипника, мм.

Полученные значения d2 и d4 округляем до ближайшего значения внутреннего кольца подшипника d=65 мм.

Значения d1, l1, l2,d3 округляем до ближайшего стандартного значения Ra40.

d1=56мм

l1=71мм

l2=80мм

d3=75мм

Таблица 6.

Конструктивные параметры валов

Вал

Быстроходный


Промежуточный Тихоходный
Диаметр выходного конца вала d1, мм 28 - 56
Длина выходного конца вала l1, мм 34 - 71
Диаметр вала под подшипник d2= d4, мм 35 45 65
Длина вала под подшипник и крышку с уплотнением l2, мм 50 25 80
Диаметр вала под шестерню или колесо d3, мм 40 53 75

Проверочный расчёт валов. Определение точек приложения нагрузок

Точки приложения реакций подшипников определим из эскизной компоновки редуктора (приложение 1). На валах расположены радиальные подшипники, и, следовательно, расстояние между реакциями опор вала равно l.

l = L – B, (52)

где L – расстояние между внешними сторонами пары подшипников, мм;

В – ширина подшипника, мм.


Определяем из компоновки.

Для быстроходного вала L = 195,75 мм, В =17 мм.

Для промежуточного вала L = 211,75 мм, В =25 мм.

Для тихоходного вала L = 227,75 мм, В =33 мм.

lб = 195,75 – 17 = 178,75 мм

lпр = 211,75 – 25 = 186,75 мм

lт = 227,75 – 33 = 194,75 мм


Расстояние от центра подшипника до центра шестерни или колеса определим из компоновки.

lб1 = 48,25 мм, lб2 = 130,5 мм

lпр1 = 52,25 мм, lпр2 = 65,75 мм, lпр3 = 68,75 мм

lт1 = 122 мм, lт2 = 72,75 мм


Сила давления муфту приложена к торцевой плоскости выходного конца вала на расстоянии lм от точки приложения реакции смежного подшипника.

Быстроходный вал.

lм1 = 75,5 мм

Тихоходный вал.

lм2 = 134,5 мм


Определение реакций в опорах подшипников


Расчетная схема быстроходного вала представлена на рисунке 3.

Вертикальная плоскость.

SМА = 0

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)-96,6Н

Меняем направление реакции.

SМВ = 0

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)- 444,2Н

Меняем направление реакции.

Проверка

SY = 0

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Горизонтальная плоскость.

SМА = 0

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Н

Меняем направление реакции.

SМВ = 0

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Меняем направление реакции.

Проверка

SХ = 0

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

–536,3 –580,7 + 1456,1 – 339,1=0


Расчетная схема промежуточного вала представлена на рисунке 4.

Вертикальная плоскость.

SМС = 0

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Меняем направление реакции.

SМD = 0

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Меняем направление реакции.

Проверка

SY = 0

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Горизонтальная плоскость.

SМС = 0

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Н

Меняем направление реакции.

SМD = 0

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Меняем направление реакции.

Проверка

SХ = 0

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

–2449 –2810,7 + 1456,1 + 3803,6=0

Расчетная схема тихоходного вала представлена на рисунке 5.

Вертикальная плоскость.

SМЕ = 0

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Меняем направление реакции.

SМН = 0

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Проверка

SХ = 0

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

162,1 – 1568,5 + 1406,4 =0

Горизонтальная плоскость.

SМН = 0

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Меняем направление реакции.

SМЕ = 0

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Меняем направление реакции.

Проверка

SУ = 0

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

–2365,6 – 70 + 3803,6 – 1368=0


Определение суммарных реакций в опорах подшипников


Быстроходный вал.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Промежуточный вал.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Тихоходный вал.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н


Построение эпюры изгибающих и крутящих моментов


Строим эпюры изгибающих моментов в вертикальной плоскости в характерных сечениях.

Быстроходный вал.

МХ1 = 0; МХ2 = 0; МХ3 = − RAу∙lб1; МХ4 = 0; МХ3 = − RВу∙lб2

МХ3 = − 580,7∙48,25= −28,02 Нм; МХ3 =− 536,3∙130,5= −70 Нм

Промежуточный вал.

МХ1 = 0; МХ4 = 0

МХ2 = − RСу∙lпр1; МХ2 = − RDу∙(lпр2 + lпр3)+ Fr12∙lпр2

МХ3 = − RСу∙(lпр1 + lпр2)+ Fr21∙ lпр2; МХ3 = − RDу∙lпр3;

МХ2 = −874,4∙52,25= −45,7 Нм; МХ3 =−1072,8∙68,75= −73,76 Нм

МХ2 = −1072,8∙(65,75 + 68,75)+1406,4∙65,75=−51,82 Нм

МХ3 = −874,4∙(52,25 + 65,75)+540,8∙65,75=−67,62 Нм

Тихоходный вал.

МХ1 = 0; МХ3 = 0; МХ2 = RЕу∙lт1; МХ4 = 0; МХ2 = − RНу∙lт2

МХ2 = 162,1∙122= 19,8 Нм; МХ2 =− 1568,5∙72,75= −114,1 Нм

Строим эпюры изгибающих моментов в горизонтальной плоскости в характерных сечениях.

Быстроходный вал.

МУ1 = 0; МУ2 = FМ1∙lМ1; МУ3 = FМ1∙(lМ1+ lб1)+RАх∙lб1; Му4 = 0;

МУ2 = 339,1∙75,5=25,6 Нм

МУ3 = 339,1∙(75,5+48,25)+580,7∙48,25=70 Нм

Промежуточный вал.

МУ1 = 0; МУ2 = RСх∙lпр1; МУ3 = RСх ∙( lпр1+ lпр2)− Ft21∙ lпр2; Му4 = 0;

МУ2 = 2449∙52,25=127,96 Нм

МУ3 =2449∙(52,25+65,75)−1456,1∙65,75=193,2 Нм

Тихоходный вал.

МУ1 = 0; МУ2 = RЕх∙lт1; МУ3 = RЕх ∙lт− Ft22∙ lт2; Му4 = 0;

МУ2 = 2365,6∙122=288,6 Нм

МУ3 =2365,6∙194,75−3803,6∙72,75=184 Нм


Определим крутящие моменты на каждом валу.

Быстроходный вал.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Нм

Промежуточный вал.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Нм

Тихоходный вал.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Нм


Определение суммарных изгибающих моментов


Определим суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженных сечениях 2 и 3.

Быстроходный вал.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Нм

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Нм

Наиболее нагруженное сечение 3 под шестерней.

Промежуточный вал.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Нм

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Нм

Наиболее нагруженное сечение 3 под шестерней.

Тихоходный вал.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Нм

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Нм

Наиболее нагруженное сечение 2 под колесом.


Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Рисунок 3. Расчетная схема быстроходного вала

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Рисунок 4. Расчетная схема промежуточного вала

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Рисунок 5. Расчетная схема тихоходного вала

Расчет валов на прочность

Расчет валов на прочность выполним на совместное действие изгиба и кручения. Цель расчета – определить коэффициенты запаса прочности в опасных сечениях вала и сравнить их с допускаемыми:

s і [s].

Определение напряжения в опасных сечениях вала

Нормальные напряжения изменяются по симметричному циклу, при котором амплитуда напряжений sа равна расчетным напряжениям изгиба sи:

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (53)

где М – суммарный изгибающий момент в рассматриваемом сечении, Нм;

Wнетто – осевой момент сопротивления сечения вала, мм3.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) - для круглого сплошного сечения вала,

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)- для вала с шпоночным пазом.

Быстроходный вал.

Третье сечение.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)мм3

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Н/мм2

Промежуточный вал.

Третье сечение.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)мм3

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Н/мм2

Тихоходный вал.

Второе сечение.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)мм3

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Н/мм2

Касательные напряжения изменяются по отнулевому циклу, при котором амплитуда цикла tа равна половине расчетных напряжений кручения tк:

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (54)

где Мк – крутящий момент, Нм;

Wrнетто – полярный момент инерции сопротивления сечения вала, мм3.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) - для круглого сплошного сечения вала,

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)- для вала с шпоночным пазом.

Быстроходный вал.

Третье сечение.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)мм3

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Н/мм2

Промежуточный вал.

Третье сечение.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)мм3

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Н/мм2

Тихоходный вал.

Второе сечение.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)мм3

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Н/мм2

Определение коэффициента концентрации нормальных и касательных напряжений для расчетного сечения вала

Проектирование привода электролебёдки (редуктор); (55)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (56)

где Кs и Кt - эффективные коэффициенты концентрации напряжений, таблица 11.2 [4,с. 257], для опасного сечения всех валов Кs=1,6 и Кt=1,4;

Кd – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, таблица 11.3 [4,с. 258];

КF – коэффициент влияния шероховатости, таблица 11.4 [4,с.258] КF = 1,0;

Ку – коэффициент влияния поверхностного упрочнения, таблица 11.5 [4,с. 258] Ку = 1,7.

Быстроходный вал.

Третье сечение.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Промежуточный вал.

Третье сечение.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Тихоходный вал.

Второе сечение.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Определение пределов выносливости в расчетном сечении вала

Проектирование привода электролебёдки (редуктор); (57)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (58)

где s-1 и t-1 – пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения, определяется по таблице 3.2 [4,с. 50] для обоих валов - s-1 = 260 Н/мм2.

t-1»0,58Чs-1

t-1= 0,58Ч260 = 150,8 Н/мм2;

Быстроходный вал.

Третье сечение.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Н/мм2

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Н/мм2

Промежуточный вал.

Третье сечение.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Н/мм2

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Н/мм2

Тихоходный вал.

Второе сечение.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Н/мм2

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Н/мм2

Определение коэффициента запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям

Проектирование привода электролебёдки (редуктор); (59)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (60)

Быстроходный вал.

Третье сечение.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Промежуточный вал.

Третье сечение.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Тихоходный вал.

Второе сечение.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Определение общих коэффициентов запаса прочности

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (61)

Быстроходный вал.

Третье сечение.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Промежуточный вал.

Третье сечение.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Тихоходный вал.

Второе сечение.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Все валы проходят проверку на прочность.


Вывод: в данном пункте был произведен расчет редуктора. Определены основные габаритные размеры каждой передачи. Рассчитаны на прочность валы каждой ступени.


ПОДБОР И ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ

Определение типа подшипника

В соответствии с таблицей 7.2 [4,с.107] определим тип, серию и схему установки подшипников.

Для быстроходного вала назначаем радиальные шариковые однорядные легкой серии, установленные с одной фиксированной опорой.

Для промежуточного вала назначаем радиальные шариковые однорядные средней серии, установленные с одной фиксированной опорой.

Для тихоходного вала назначаем радиальные шариковые однорядные средней серии, установленные с одной фиксированной опорой.


Определение размеров подшипников

Для быстроходного вала

Условное обозначение: 207

d= 35 мм,

D=72 мм,

B= 17 мм,

r= 2 мм,

Сr= 25,5 кН

С0r= 13,7 кН

Для промежуточного вала

Условное обозначение: 309

d= 45 мм,

D=100 мм,

B= 25 мм,

r= 2,5 мм,

Сr= 52,7 кН

С0r= 30,0 кН

Для тихоходного вала

Условное обозначение: 313

d= 65 мм,

D= 140мм,

B= 33 мм,

r= 3,5 мм,

Сr= 92,3 кН

С0r= 56 кН


Проверочный расчет подшипников

Пригодность подшипников определяется сопоставлением расчетной динамической грузоподъемности Сrр, Н, с базовой Сr, или базовой долговечности L10h, ч, с требуемой Lh (Lh=37230 ч), по условиям:

Сrр ≤ Сr или L10h і Lh

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (62)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (63)

где RЕ – эквивалентная динамическая нагрузка, Н

w - угловая скорость соответствующего вала,

m =3 – для шариковых подшипников.


Схема нагружения подшипников


Определим нагрузки в подшипниках.

Для шарикоподшипников характерны следующие соотношения:

Ra1 = Ra2 = Fa

Быстроходный вал.

Ra1 = Ra2 = 295,7 Н

Rr1 = RB; Rr2 = RA

Rr1 = 544,9 Н

Rr2 = 731,1 Н

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Рисунок 6. Схема нагружения подшипников быстроходного вала

Промежуточный вал.

Ra1 = Ra2 = 680,3 Н

Rr1 = RD; Rr2 = RС

Rr1 = 3008,5 Н

Rr2 = 2600,4 Н

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Рисунок 7. Схема нагружения подшипников промежуточного вала.


Тихоходный вал.

Ra1 = Ra2 = 680,3 Н

Rr1 = RЕ; Rr2 = RН

Rr1 = 2371,1 Н

Rr2 = 1570,1 Н

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Рисунок 8. Схема нагружения подшипников тихоходного вала


Определение эквивалентной динамической нагрузки подшипников

Эквивалентная динамическая нагрузка, Н:

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) при Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (64)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) при Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (65)

где Кб – коэффициент безопасности, находим по таблице 9.4 [4,с.133] Кб=1,4;

КТ – температурный коэффициент, при рабочей температуре до 100° С находим по таблице 9.5 [4,с.135] КТ = 1,0;

Х – коэффициент радиальной нагрузки, находим по таблице 9.1 [4,с.129] Х=0,56;

V – коэффициент вращения, для подшипников с вращающемся внутренним кольцом V = 1.

Быстроходный вал.

Определим для каждого подшипника соотношениеПроектирование привода электролебёдки (редуктор) и сравним полученное значение с е.

Значение коэффициентов е и Y для радиальных шарикоподшипников определим из соотношения Ra/Cor по таблице 9.2 [4,с.131].

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Получаем е =0,2, Y=2,15.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Найдем эквивалентную динамическую нагрузку.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Промежуточный вал.

Определим для каждого подшипника соотношениеПроектирование привода электролебёдки (редуктор) и сравним полученное значение с е.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Получаем е =0,2, Y=2,1.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Найдем эквивалентную динамическую нагрузку.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Тихоходный вал.

Определим для каждого подшипника соотношениеПроектирование привода электролебёдки (редуктор) и сравним полученное значение с е.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Получаем е =0,175, Y=2,6.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Найдем эквивалентную динамическую нагрузку.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

Определение расчетной динамической грузоподъемности

Быстроходный вал

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

18898,5 ≤ 25500

Промежуточный вал

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

35465,3 ≤ 52700

Тихоходный вал.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н

21363,8 ≤ 92300

Определение базовой долговечности

Быстроходный вал.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)часов

91460,5 і 37230

Промежуточный вал.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)часов

122156 і 37230

Тихоходный вал.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)часов

3002342 і 37230

Определение пригодности подшипников

Условие Сrр ≤ Сr и L10h і Lh выполняется, следовательно, предварительно выбранные подшипники пригодны для конструирования подшипниковых узлов.

Вывод: в данном пункте был произведен расчет редуктора. Определены основные габаритные размеры каждой передачи. Рассчитаны на прочность валы каждой ступени.


СМАЗЫВАНИЕ РЕДУКТОРА

Для редукторов общего назначения применяют непрерывное смазывание жидким маслом картерным непроточным способом (окунанием). Этот способ применяют для зубчатых передач при окружных скоростях

от 0,3 до 12, 5 м/с.

Выбор сорта масла зависит от значения расчетного контактного напряжения в зубьях sн и фактической окружной скорости колес n. По таблице 10.29 [4,с. 241] выбираем сорт масла И-Г-С-68.

Для двухступенчатых редукторов при смазывании окунанием объем масляной ванны определяют из расчета 0,4…0,8 л масла на 1 кВт передаваемой мощности. Для смазывания проектируемого редуктора достаточно 4 л масла.

В цилиндрических редукторах при окунании в масляную ванну колеса:

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (66)

где m – модуль зацепления;

2,5 мм ≤ hм ≤ 0,25Ч393,6 = 98,4мм

Контроль уровня масла производится жезловым маслоуказателем.

Для слива масла в корпусе редуктора предусматриваем сливное отверстие, закрываемое пробкой М16ґ1,5.

При длительной работе в связи с нагревом масла и воздуха повышается давление внутри корпуса, что приводит к просачиванию масла через уплотнения и стыки. Чтобы избежать этого, устанавливаем отдушины в верхней точке редуктора.

Так как окружная скорость n < 2 м/с, то для смазки подшипников будем использовать пластичный материал консталин жировой УТ -1.


КОНСТРУИРОВАНИЕ КОРПУСА И ДЕТАЛЕЙ РЕДУКТОРА

Сконструируем колесо первой ступени


Толщина обода.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (67)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)мм

Наружный диаметр ступицы.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (68)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)мм

Длина ступицы.

lст=(1,0…1,5)d (69)

lст=1,5·53=79,5 мм

Толщина ступицы.

dст=0,3d

dст=0,3Ч53=15,9 мм

Толщина диска.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (70)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)мм.


Сконструируем колесо второй ступени


Толщина обода.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)мм

Наружный диаметр ступицы.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)мм

Длина ступицы.

lст=1,5·75=112,5 мм

Толщина ступицы.

dст=0,3Ч75=22,5 мм

Толщина диска.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)мм.


Расчёт толщины стенок корпуса и рёбер жёсткости:

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (71)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Принимаем значение толщины стенки корпуса редуктора δ = 6 мм


Определим основные размеры редуктора:

Диаметр болтов для крепления фундаментального фланца редуктора к раме: d1= M10; d0=11мм;

Расстояние между болтами: lв=(12…15)d1 =15·10 = 150 мм;

Ширина фланца К=3d=3·10=30мм;

Толщина фланца b=1,5δ=1,5·10=15мм; С=1,2·10=12мм.

Диаметр стержней болтов для соединения фланца крышки и основания корпуса на продольных длинных сторонах редуктора, d2 = M8; d0=9мм;

Расстояние между болтами lв= (12…15)d =15·8 =120 мм;

Ширина фланца К1= 2,7·8 = 21,6мм;

Толщина фланца b=1,5δ=1,5·8=12мм; С1= 0,5·8 = 4 мм.

В проектируемом редукторе используем врезные крышки. По таблице К18 [4,с.396] выбираем крышки Dк1= 72 мм, Dк2= 100 мм, Dк3= 140 мм.

Для осмотра внутреннего состояния редуктора в крышке устанавливается люк.

Диаметр стержней винтов со шлицом под отвёртку для крепления крышки смотрового люка к фланцу, d5=M6;

Ширина фланца К=2,7·6=16,2мм;

Расстояние между винтами lв=(12…15)d=13·6=78мм;

С=1,2·6=7,2мм; b2=1,5·6=9мм.

Для фиксирования корпуса редуктора относительно крышки редуктора применяем два штифта, диаметр штифта dшт=6 мм.

Для удобства монтажа в крышке редуктора изготавливаются проушины диаметром d =3∙d = 3∙6 =18 мм.

ПОДБОР И ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ МУФТ

Основной характеристикой для выбора муфты является номинальный вращающий момент Т, Нм, установлены стандартом. Муфты выбирают по большему диаметру концов соединяемых валов и расчетному моменту Тр, который должен быть в пределах номинального:

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (72)

где Кр – коэффициент режима нагрузки, таблице 10.26[4,с. 237] Кр= 2;

Т1 –вращающий момент на быстроходном валу редуктора, Нм.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) Нм

Выбираем муфту упругую втулочно-пальцевую с полумуфтой под тормоз.

Муфта 125-28-I.1-28-II.2-У3 ГОСТ 21424-75.

Проверим выбранную муфту.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (73)

где Проектирование привода электролебёдки (редуктор)длина пальца, Проектирование привода электролебёдки (редуктор)33 мм;

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)диаметр установки пальцев, Проектирование привода электролебёдки (редуктор)78 мм;

z – число пальцев, 4;

dП – диаметр пальца, dП =14 мм.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)МПа

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (74)

где Проектирование привода электролебёдки (редуктор)длина втулки, Проектирование привода электролебёдки (редуктор)28 мм.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Муфта удовлетворяет условиям выбора.

Для соединения тихоходного вала и вала барабана выбираем зубчатую муфту МЗ 56-I-56-II.2-У3 по ГОСТ 5006-83.

Выбранную муфту проверим смятие зубьев.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (75)

где К – коэффициент, учитывающий режим работы, К=1,1;

b – длина зуба, b =10 мм;

d – диаметр делительной окружности, d =z∙m.

z – число зубьев, z=50;

m – модуль зацепления, m=2 мм;

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) – допустимое удельное давление, Проектирование привода электролебёдки (редуктор)=15 МПа.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)МПа

Муфта удовлетворяет условиям выбора.

РАСЧЕТ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Призматические шпонки: две тихоходного вала и одну на быстроходном валу - проверяем на смятие.


Под полумуфту быстроходного вала устанавливаем шпонку:

d = 28 мм, b = 8 мм, h = 7 мм, t1 = 4 мм, t2 = 3,3 мм, l = 22 мм.


Под колесо промежуточного вала устанавливаем шпонку:

d = 53 мм, b = 16 мм, h = 10 мм, t1 = 6 мм, t2 = 4,3 мм, l = 70 мм.


Под колесо тихоходного вала устанавливаем шпонку:

d = 75 мм, b = 20 мм, h = 12 мм, t1 = 7,5 мм, t2 = 4,9 мм, l = 100 мм.


Под полумуфту тихоходного вала устанавливаем шпонку:

d = 56 мм, b = 16 мм, h = 10 мм, t1 = 6 мм, t2 = 4,3 мм, l = 63 мм.


Условие прочности:

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (76)

где Ft – окружная сила на шестерне или колесе, Н;

Асм = (0,94Чh – t1)Чlр – площадь смятия, мм2;

lр =l - b – рабочая длина шпонки со скругленными торцами, мм;

где l – полная длина шпонки; b, h, t1 – стандартные размеры;

[sсж] - допускаемое напряжение на смятие, [sсж] = 190Н/мм2.

Вычислим напряжение смятия для шпонки под полумуфтой.

lр = 22 – 8 = 14мм

Асм = (0,94Ч7 – 4)Ч14 = 36,12 мм2

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н/мм2

Вычислим напряжение смятия для шпонки под колесом на промежуточном валу.

lр = 70 – 16 = 54мм

Асм = (0,94Ч10 – 6)Ч54 = 183,6 мм2

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н/мм2

Вычислим напряжение смятия для шпонки под колесом на тихоходном валу.

lр = 100 – 20 = 80мм

Асм = (0,94Ч12 – 7,5)Ч80 = 302,4 мм2

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н/мм2

Вычислим напряжение смятия для шпонки под полумуфту.

lр = 63 – 16 = 47мм

Асм = (0,94Ч10 – 6)Ч47 = 159,8 мм2

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)Н/мм2

Все шпонки выдерживают напряжение смятия.

ТЕХНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ РЕДУКТОРА

Технический уровень оценивают количественным параметром, отражающим соотношение затраченных средств и полученного результата, который представляет собой его нагрузочную способность, в качестве характеристики которой можно принять вращающий момент Т2, Нм, на его тихоходном валу. Объективной мерой затраченных средств является масса редуктора m, кг.

Определение массы редуктора

Для цилиндрического редуктора:

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (77)

где j - коэффициента заполнения, определяется по графику [4,с. 263]

в зависимости от межосевого расстояния аw j = 0,34;

r= 7300 кг/м3 – плотность чугуна;

V – условный объем редуктора.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор), (78)

где L – наибольшая длина редуктора;

В – наибольшая ширина;

Н – наибольшая высота редуктора.

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) мм3

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)кг


Определение критерия технического уровня редуктора

Критерий технического уровня определяем путем расчета относительной массы:

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) (79)

Проектирование привода электролебёдки (редуктор) кг/(Нм)

По таблице12.1 [4,с. 261] определяем технический уровень редуктора как низкий.

ВЫВОД


В результате выполнения курсовой работы был рассчитан двухступенчатый цилиндрический редуктор с передаточными отношениями u1 =4, u1 =4,5 модулями зацепления m1 = 1,5, m2 = 2,5, крутящим моментом на тихоходном валу Тт= 748,54 Н·м и на быстроходном валу - Тб.=46 Н·м.

Редуктор имеет низкий технический уровень.

В ходе выполнения курсовой работы были получены основы знаний по конструированию деталей машин, оформления конструкторской документации и разработки типовых узлов механических систем на базе современных стандартов.


ЛИТЕРАТУРА


Дунаев П. Ф., Леликов О. П. Конструирование узлов и деталей машин. Учебное пособие для вузов. М.: Высш. шк.,1985.

Дунаев П. Ф., Леликов О. П. Детали машин. Курсовое проектирование. Учебное пособие. М.: Высш.шк. ,1990.

Кудрявцев В. Н. Курсовое проектирование деталей машин. Учебное пособие для вузов. Л.: Машиностроение1984.

Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование по деталям машин. М.: Высшая школа, 1991.


69

Проектирование привода электролебёдки (редуктор)

Рефетека ру refoteka@gmail.com