Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Особенности монополизма в экономике Республики Беларусь

Министерство образования Республики Беларусь

Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное учреждение высшего профессионального образования

«БЕЛОРУССКО-РОССЙИСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра «Экономика»


Курсовая работа

по дисциплине: «Микроэкономика»

на тему: «Особенности монополизма в экономике Республики Беларусь»


Могилев, 2010

Содержание


Введение

1 Сущность и причины возникновения монополии в экономике

2 Монополизм в РБ: предпосылки и особенности

3 Проблемы антимонопольного регулирования на современном этапе

Заключение

Список использованных источников


Введение


История монополии восходит к глубокой; древности, а о возрастающей роли ТНК в мировой экономике стали говорить только во второй половине 20в. Монополистические тенденции в разных формах проявляются на всех этапах развития рыночных процессов. Но их новейшая история начинается в последней трети 19в., во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений - кризисов и монополий - указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название "дети кризиса".

В общем виде монополия - это исключительное право государства или другого хозяйствующего субъекта в какой-либо сфере деятельности.

Монополия как вид экономической структуры рынка представляет определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.

Цель данной работы заключается в рассмотрении монополизации в экономике Республики Беларусь на настоящем этапе, выявлении ее основных факторов, методов государственного антимонопольного регулирования.

Объектом исследования являются монополия и ее государственное регулирование. В соответствии с поставленной целью и задачами в первой главе вводится понятие монополии, рассматриваются ее интерпретации различными учеными. Второй раздел раскрывает особенности монополизации в РБ. Последний раздел содержит особенности и проблемы государственного антимонопольного регулирования на современном этапе.

В работе использованы научные работы и статьи, официальная и независимая точки зрения на проблему экономического роста в РБ, информация Министерства статистики РБ, широко применялись источники СМИ в глобальной сети Интернет.


1 Сущность и причины возникновения монополии в экономике


К. Маркс и В.И. Ленин рассматривали монополию как существенную черту рыночной экономики конца 19 – начала 20 в.

К. Маркс, анализируя производственные отношения капитализма свободной конкуренции, выделил монополию как неотъемлемый элемент этой системы хозяйствования.

Он представил три основных вида монополии - капиталистическую, вытекающую из самого существа капиталистического способа производства, случайную естественную и случайную. Капиталистическая монополия возникает из частной собственности по мере концентрации производства и развития конкуренции. Определяющей характеристикой является получение добавочной монопольно высокой прибыли.

Естественная монополия может появиться и любом обществе, где существует частная собственность на особо благоприятный фактор, например на землю. Монополия земельной собственности позволяет устанавливать монопольную цену, превышающую цену производства и стоимость товара, на которые распространяется действие монополии. Под случайной монополией Маркс понимал монополию, возникающую для покупателя или продавца из случайного соотношения спроса и предложения. У Маркса стоимость является тем центром, вокруг которого колеблются цены. Таким образом реализуется добавочная прибыль. Случайная монополия, как и естественная, возникает в обществе, основанном на частной собственности.

К. Маркс рассмотрел монополию в связи с тенденцией капиталистического накопления. Для него монополия капитала являлась препятствием развития того способа производства, из которого выросла. Капиталистическое производство породило свое собственное отрицание, оно несло в себе зародыш собственного разложения.

К. Марксом было раскрыто противоречивое единство монополии и конкуренции: «В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антагонизм, но также и их синтез, который есть не формула, а движение. Монополия производит конкуренцию, конкуренция производит монополию. Монополисты конкурируют между собой, конкуренты становятся монополистами... Синтез заключается в том, что монополия может держаться лишь благодаря тому, что она постоянно вступает в конкретную борьбу».

Под монополией Ленин понимал соглашение или объединение капиталистов, сосредоточивших в своих руках производство и сбыт значительной части продукции в отрасли в целях установления высоких цен на товары и получения монопольно высокой прибыли.

В.И. Ленин представил монополию в качестве основного признака имперализма и как особую стадию в развитии капитализма. Он определил основные экономические признаки имперализма: создание монополий на основе концентрации производства и капитала, слияние банковского капитала с промышленным и образование финансового капитала с финансовой олигархией., возрастающее значение вывоза капитала, образование международных монополистических союзов капиталистов, завершение территориального развала мира крупнейшими капиталистическими державами.

Самой глубокой экономической основой империализма он считал монополию, которая выросла из капитализма, товарного производства и конкуренции.

Поскольку вначале укрупнение шло в пределах одной и тон же отрасли, в ведущих странах образовывались мощные отраслевые организации, которые различались по степени самостоятельности объединяемых предприятий. Ленин описал деятельность картелей, синдикатов, трестов. В последующем, на смену горизонтальной интеграции придет вертикальная, а затем и диверсификация производства. В экономической литературе формами обозначения последних станут концерн и конгломерат.

Ленин отмечал получение монополией сверхприбыли, т.е. избытка прибыли сверх нормальной. Источником последней являются лучшие условия производства, а также перераспределение дохода посредством ценового механизма.

К. Маркс и В.И. Ленин анализировали монополию, выявляя причинно-следственные связи и зависимости в реальном экономическом мире.

Совершенно иной подход свойственен представителям неоклассического и кейнсианского направления. Они исследовали монополию с помощью условий частичного и общего рыночного равновесия при разработке механизма цен. Были представлены различные формы рынка. Определяющими критериями выступили количество и размер хозяйственных субъектов, предлагающих и покупающих товар. Вначале совершенная конкуренция рассматривалась как стандарт для оценки результата действия неконкурентных рыночных структур. Позже в этом качестве выступила монополия[1,с. 261].

Основы теории чистой монополии заложил французский экономист математик А.О. Курно в 1838 г. Он применил в экономической теории дифференцирование и вывел условие максимизации прибыли монополией — это равенство предельного дохода (MR) предельным издержкам (МС).

Курно предложил теорию дуополии (двусторонней монополии), когда на рынке работают два продавца, приспосабливающие свои объемы выпуска к заданным покупателями ценам. В модели Курно достигается точка равновесия, в которой дуополисты продают равные количества по цене, находящейся где-то между монопольной и той, которая бы установилась в условиях совершенной конкуренции, где число продавцов бесконечно.

Однако применение теории дуополии Курно на рынке возможно лишь в исключительных случаях. Подобную реакцию монополистов, можно было бы увидеть на аукционе, т.е. когда имеет место организованный рынок. Но это единичный случай, который не отражает типичной ситуации.

Иной подход к теории дуополии предложил французский математик Ж. Бертран в 80-е гг. XIX в. Согласно Бертрану, одна фирма приспосабливается к позиции другой при выборе цены, а конкуренция между двумя фирмами ведет к исчезновению экономической прибыли. Однако эта концепция не является рабочей поскольку подтверждается действиями дуополистов только в отдельных случаях.

В 1897 г. английский экономист Ф.И. Эджуорт указал на то, что вышеназванные ситуации являются неопределенными лишь в тех пределах, за которые соперники не склонны выходить. Он предложил кривую сделок, отражающих геометрическое место точек выигрыша обеих сторон. В конечном счете возможная комбинация обменов зависела от соотношения рыночных сил. Решение Эджуорта для случая двусторонней монополии колеблется между конкурентной и монопольной ценой.

В 1920 г. английский экономист-статистик А.Л. Боули написал о том, что дуополия ведет к неравновесию и неустойчивоти цены. Каждый из двух конкурентов, действуя как лидер, стремится подчинить себе другого. В этом случае объем предложения будет определяться, исходя из спроса на рынке и собственных издержек. Конкурентная борьба в конечном случае приведет к установлению монополии путем устранения одного из конкурентов. С точки зрения сочетания теоретического и эмпирического исследования ближе к действительности стоял Боули. В последующем Дж. Хикс и У. Феллнер доказали, что равновесие обмена является определенным в случае совершенной конкуренции. Сфера не определенности расширяется при уменьшении количества контрагентов. Хикс писал: «Возрастание спроса на продукт фирмы может привести к повышению или к понижению его цены: все, что мы знаем, так это то, что цена должна превышать предельные издержки на некоторую величину и величину незаданную. Результат возрастания спроса — дважды неопределенный: упомянутая величина может колебаться и предельные издержки могут с увеличением выпуска расти или снижаться».

К проблеме двух монополий обращался и известный английский экономист А. Маршалл, отмечая отсутствие универсального решения и невозможность определить, где именно установится цена на конечный продукт. Впервые в экономической науке для разработки теории рыночной цены Маршаллом были использованы конкурентные кривые спроса и предложения. Механизм конкурентных кривых был применен для анализа такой формы рынка, как монополия.

А. Маршалл доказал преимущества единственной крупной фирмы, которую можно вести более экономично при условии, когда такой же совокупный объем производства поделен между множеством сравнительно мелких конкурирующих производителей. Маршалл представил сильную сторону крупных компаний - использование преимуществ крупномасштабной кооперации. Он заявил, что шкала предложения данного товара в условиях свободной конкуренции показывает более высокие цены, чем шкала монополии. Другой вопрос, как поведет себя монополия. Проблему максимизации монопольного дохода он решил методом сравнения совокупного дохода и совокупных издержек. Суммарную выгоду монополии составили монопольный доход и потребительский излишек.

Маршалл отметил тенденцию к образованию общественных предприятий. Он высказал мысль о возможности появления достаточно достоверной шкалы спроса, которая бы показывала на диаграммах величины потребительского избытка, являющиеся следствием того или иного курса действий государства и частных предпринимателей. Для А. Маршалла монополия не являлась той рыночной структурой, которая бы могла серьезно повлиять на эффективность экономики.

К концу XIX — началу XX в. изменилась экономическая ситуация: многие отрасли промышленности оказались в условиях, находящихся между конкуренцией и монополией. Экономисты столкнулись с тем, что проблему цены дифференцированного продукта нельзя было объяснить с помощью конкурентных кривых спроса и предложения. Попытка экономистов соединить теорию с практикой при использовании конкурентной теории приводила к теоретическим недоразумениям. Например, в механизм свободной конкуренции не вписывались крупные фирмы, использующие экономию от масштаба и оказывающие влияние на рыночную цену. Следовало предложить такие экономические модели, которые бы отразили новые экономические условия.

Итальянский экономист В. Парето предложил решить проблему монополии с помощью кривой безразличия: кривая валовое выручки должна касаться расположенной выше других кривое безразличия для прибыли. Анализ Парето оказался громоздким для него многочисленность продавцов и покупателей выступал» как одно лицо. Он отмечал, что при свободной конкуренция фермы имеют дело с уже сложившимися рыночными цепам». Что касается монополий частных или государственных, то они сами устанавливают цены на свой продукт, ориентируясь на ожидаемый спрос. С точки зрения Парето, дифференциация продукта устраняет монополизм, потому что при большом разнообразии продукта невозможно завладеть рынком. В случае, если на рынке работают два крупных продавца с дифференцированным товаром, то их следует рассматривать как самостоятельных монополистов Парето анализировал различные виды монополизированных рынков, которые стали через несколько десятилетий объектом специального анализа.

В середине 20-х гг. прошлого столетия английский экономист П. Сраффа в качестве объекта исследования представил ряд специфических рынков. Он был первым экономистом на Западе, который рассмотрел ценовой механизм, считая отправной точкой изучение монополии.

П. Сраффа заявил о том, что теория должна считаться с фактом существования ряда специфических рынков, которые являются закрытыми и поддерживаются предпочтениями покупателей. Понятно, что личное знакомство, привычные местонахождения продавца, упаковка и другие средства стимулирования продаж влияют на выбор продавца. А последний сталкивается с убывающей кривой спроса, когда большее количество товара можно продать по более низкой цене, а при повышении цены можно потерять покупателей в силу доступности приемлемой замены. Проникновение на данный рынок других фирм связано с большими расходами на инвестиции и рекламы для того, чтобы создать собственную клиентуру. В такой экономике равновесие является монополистическим, и изменения определяются эластичностью спроса на закрытый продукт.

Функциональные теории монополии американского экономиста Э. Чемберлина и англичанки Дж. Робинсон отразили более глубоко новые закономерности ценообразования в XX в. Э. Чемберлин разработал теорию монополистической конкуренции, а Дж. Робинсон — теорию несовершенной конкуренции.

Для описания механизма цен Дж. Робинсон использовала понятие монополии в буквальном смысле, имея в виду одного-единственного продавца. Монополия у нее представлена как результат дифференциации продукта и отсутствия товаров-субститутов. Монополия увязывается не только с рынком, но и с производством.

Метод анализа основывался на частичном равновесии. Исследовалась динамика поведения одной фирмы в отрасли, предполагая, что все остальные фирмы находятся в равновесии. Теоретическое исследование было направлено на рассмотрение рыночных процессов монополизации. Робинсон ставила перед собой задачу определения цены в условиях монополии. Анализ проводился с помощью аппарата кривых, отображающих изменение предельных и средних величин при разных показателях эластичности спроса и предложения. Она повторила вывод Курно о равновесии в условиях монополии.

Монополия для Робинсон – это нарушение и потеря равновесного состояния конкурентной системой и даже «эксплуатация» наемного труда. Она рассмотрела ситуацию, когда товар изготавливается многими конкурирующими между собой производителями, т.е. при монополии покупателя.

Рассмотрение эффективности экономики автор увязала с вопросом социальной справедливости: «Можно допустить, что выгоды от монополизации производства достаются не всем собственникам факторов, и , поскольку доходы одних факторов увеличатся, а доходы других – нет, распределение богатства станет более неравномерным». Однако по сей день не существует научно обоснованного способа установления цены справедливости.

Дж. Робинсон отмечала практическую значимость монополии: «Везде можно наблюдать действие тенденции к монополизации, проявляющейся в программах ограничения, системах квотирования, рационализации, росте гигантских компаний".

Для Э. Чемберлина монополия означала «контроль над предложением и тем самым над ценой». Задачи теории он видел в более правильном объяснении действительности, рассматривая не две резко различающиеся и взаимно исключающие друг друга категории, а континуум, заключенный между двумя точками. Он писал, что разработка теории шла по двум крайним направлениям при отсутствии представления о существовании среднего пути. Э. Чемберлин заявил о такой рыночной структуре, как монополистическая конкуренция, включая в последнюю элементы монополии и конкуренции. Этот теоретик признавал монополистически конкурентную природу экономики.

Теория монополистической конкуренции опиралась на теорию цен Маршалла, теорию предельной производительности факторов производства Дж. К. Кларка и теорию монополии Курно. Он утверждал, что проблему цены дифференцированного продукта невозможно объяснить с помощью конкурентных кривых спроса издержек: «...цена получается слишком низкой, масштабы производства слишком крупными, а число производителей слишком малое». Кроме того, выпадают такие важные аспекты, как дифференциация и издержки сбыта.

Э. Чемберлин выделил два вида издержек: сбыта и производства. Издержки сбыта влияют на спрос, в то время как издержки производства на предложение. Издержки сбыта включают в себя все затраты, имеющие целью создать рынок или спрос на продукт. Издержки производства включают все расходы, необходимые для того, чтобы создать товар или услугу, доставить его потребителю и вручить ему этот товар в состоянии, пригодном для удовлетворения потребностей.

Чемберлин назвал элементы монополии: «монопольные цены и объемы продукции, затраты по сбыту и разного рода дискриминация». Он представил такие средства конкуренции, как цену, особенности продукта, рекламу. Для него борьба между монополистами идет как по линии ценовой конкуренции, так и через развитие неценовой конкуренции.

Э. Чемберлин рассматривает случай между монополией и конкуренцией — олигополию, когда на рынке несколько продавцов, каждый из которых способен оказать существенное влияние на рыночную ситуацию.

Для Э. Чемберлина элемент монополии рассматривался естественной чертой конкурентной системы, в то время, как для Дж. Робинсон несовершенная конкуренция представляла собой состояние нарушения равновесия в хозяйственной системе.

Методологические подходы к изучению новых закономерностей ценообразования в XIX —XX вв. различных школ в экономической теории оказались разными, но выводы совпали. На монополистическом (олигополистическом, с несовершенной конкуренцией) рынке монопольная цена устанавливается на уровне более высоком, чем средняя (конкурентная), а объем производства — на более низком уровне, чем при свободной (чистой, совершенной) конкуренции, за счет чего образуется монопольная прибыль, превышающая среднюю.

В учебниках «Экономикс» преобладает характеристика монополий как одного-единственного продавца конкретного товара или вида услуг. Такое буквальное определение монополии нельзя абсолютизировать.

Универсальный подход к характеристике монополии предложен Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Монополии определяются ситуацией, когда продавец имеет исключительное право на продажу.

Хотя отдельные теоретические школы Запада по-разному определяют рыночные формы, их объединят положительное отношение к интенсивной конкуренции. Поэтому те механизмы, которые искусственно ограничивают конкуренцию, должны устраняться соответствующими государственными мерами.

В антитрестовском законодательстве США монополией признается компания, которая захватывает рынок благодаря ограничительной практике. В законодательстве Франции отмечается, что если сделка между компаниями привела к захвату господствующих позиций на рынке, но при этом способствует прогрессу экономики, то такая сделка одобряется. В антикартельном законодательстве Германии предусматриваются случаи ограничения конкуренции по соображениям соблюдения высших интересов общества. Некоторые сферы вообще исключены из действия картельного законодательства, в частности, предприятия транспорта, объединения в сельском хозяйстве, кредитные институты, компании вторичного использования сырья, энергетические компании. В странах с рыночной экономикой существуют критерии, которые позволяют достаточно объективно судить о том, какое положение на рынке занимает производитель (продавец). В соответствии с индексом Герфиндаля Хиршмана (HHI) безопасный с точки зрения монополизации рынок имеет HHI1000; если 1000 < HHI < 1800, тогда рынок считается умеренно концентрированным; в случае значения HHI > 1800 рынок относят к высококонцентрированному. Государство следит за степенью монополизации рынка и поведением на нем фирм[1, с. 271].

Ситуация в Беларуси, как и в других странах СНГ, убеждает, что монополия отдельного предприятия связана не столько с экономической и технической мощью, сколько с исключительностью положения производителя и продавца, поддерживаемых административной системой управления. Предприятиям нет необходимости отстаивать свое право на существование в острой борьбе с конкурирующими предприятиями. Необязательными являются и размеры последних. Для того чтобы воздействовать на потребителя, можно быть маленькой торговой точкой в сельской местности со скудным ассортиментом. В такой ситуации необязательным является и техническое первенство. По-видимому, определение монополии как ситуации, при которой продавец обладает исключительным правом на продажу какого-либо товара, является более предпочтительным.

Такое определение является «рабочим», так как его можно использовать в качестве инструментария при решении практических задач.

Безусловно, любое определение всегда недостаточно, потому что сама действительность многогранна и качественные изменения, происходящие в реальной жизни, могут приводить к пересмотру воззрений и теоретических положений.


2 Монополизм в РБ: предпосылки и особенности


Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.

Процесс становления новых организационно-хозяйственных структур в промышленности, да и в экономике в целом, практически носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными группами, корпорациями и т.п. нередко именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных формирований в рыночной экономике.

Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой централизации управления н финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого научно-технического и производственного потенциала.

В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая ступень и развитии индивидуального частного капитала. В Беларуси они создавались при отсутствии капитана, как правило, путем преобразования (переименования) предприятии в акционерные общества. Настоящие же акционерные общества существуют лишь тогда, когда их акции могут свободно продаваться на рынке.

Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства.

Монополизм — это господство на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединяющихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, продающих аналогичный товар, контроля цен.

В бытность СССР белорусский народнохозяйственный комплекс был включен в систему союзного разделения труда и специализировался на автомобилестроении, приборостроении, станкостроении, тракторостроении, химической и деревообрабатывающей промышленности. До распада СССР 20 крупнейших предприятий республики выпускали около 60% всей продукции. В промышленности Республики Беларусь достигнут высокий уровень концентрации производства на предприятиях и в объединениях-монополистах.

Как и везде в мире, в Беларуси государственная монополия присуща сферам деятельности, обеспечивающим институтам власти и управления выполнение функций, связанных с обороной и безопасностью государства, а также занятым производством и реализацией ряда товаров и услуг, в числе которых — оружие, лекарства, ядохимикаты, ликеро-водочные и табачные изделия, драгоценные металлы.

Большинство предприятий автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, станкостроения, радиоэлектронной и приборостроительной промышленности являются узкоспециализированными, сосредоточившими в себе 90-100% объема производства многих видов продукции. выпускаемой в республике. Это Оршанский льнокомбинат, Гомельский химический завод, солигорский «Беларуськалий», завод «Атлант» и т.д[2, с 67].

Различают естественную и искусственную монополию.

Естественная монополия — система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

На начало 2006 г. в Государственный реестр субъектов естественных монополий республиканского уровня включено 30 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в условиях естественных монополий следующих сфер:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам;

передача и распределение электрической и тепловой энергии;

централизованное водоснабжение и водоотведение;

услуги электрической и почтовой связи общего пользования;

услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;

услуги транспортных терминалов, аэропортов;

обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

В отличие от естественных монополий, чей монополизм обусловлен технологическими и экономическими факторами, и государственных монополий, обеспечивающих выполнение функций, связанных с обороной и безопасностью государства, а также занятых производством и реализацией специфичных видов товаров, услуг (ликеро-водочные и табачные изделия, лекарства, яды и др.), искусственные монополии образовались в результате чрезмерной концентрации и специализации производства, административного установления хозяйственных связей и других факторов.

Высокая степень монополизации республиканского рынка характерна для крупных предприятий (по стоимости фондов, численности персонала, объему производства и др.) высокотехнологичных отраслей машиностроения и нефтехимического комплекса. У потребителя этой продукции, как правило, отсутствуют возможности ее замещения, что порождает жесткую зависимость от поставщиков-монополистов. По конечной машиностроительной продукции (автомобили, тракторы, станки, другие виды) подобная зависимость менее заметна. Такая особенность свойственна рынкам, которые характеризуются высокой взаимозаменяемостью товаров и значительным их ввозом из-за пределов республики.

В деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности преобладают средние и малые предприятия, продукция которых в целом однородна, нет жесткой технологической зависимости потребителей от поставщиков, что благоприятствует конкуренции. Однако и здесь складываются монополизированные рынки в силу неразвитости складской, сбытовой, информационной и транспортной инфраструктуры. Предприятия этих отраслей, работая в значительной мере на потребительский рынок, зачастую не имеют прямых контактов с покупателями, поскольку реализация большей части продукции происходит через систему торговых и оптово-закупочных организаций, что сдерживает развитие конкурентных отношений.

Вместе с тем в результате процессов реформирования собственности, развития предпринимательства, демонополизации экономики в республике сформировались рынки с удовлетворительной конкурентной структурой в таких отраслях промышленности, как пищевая, легкая промышленность строительных материалов, лесная и т.д.

Для многих рынков сельского хозяйства характерна монопсония, то есть рынок, на котором имеется лишь один покупатель. Это в полной мере относится к местным локальным рынкам областей, районов. В качестве такого покупателя выступают предприятия по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.

Монопсония сложилась в значительной мере исторически в силу того, что поставка сельскохозяйственной продукции предприятиям по ее переработке и хранению осуществляется не на экономической основе, а путем административного закрепления поставщиков к потребителю. При данной форме реализации сельскохозяйственные предприятия имеют возможность продажи своей продукции только конкретному покупателю. Последний, в свою очередь, может закупать сельскохозяйственную продукцию в строго определенных сырьевых зонах. К этому следует добавить и ограниченность (отсутствие) специальных транспортных средств для доставки скоропортящейся продукции (овощей, плодов, ягод, молока) на предприятия по ее переработке и хранению. В такой ситуации зачастую отсутствует свобода в выборе поставщиков и потребителей.

Факт доминирования, в соответствии с Инструкцией по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках, утвержденной постановлением Министерства экономики РБ от 17 октября 2002г. № 229, устанавливается в случае, если величина доли на соответствующем рынке превышает предельные величины.

Если доля на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину: факт доминирования хозяйствующего субъекта определяется исходя из стабильности его доли на товарном рынке относительно размера на нем принадлежащих конкурентам долей, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных характеризующие его критериев.

В течение 2005г проведен мониторинг 60 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения. По состоянию на 1 января 2006 г. в Госреестре состоят 190 хозяйствующих субъектов. В сравнении с 2000г. прослеживается четкая тенденция сокращения количества хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных товарных рынках РБ. На конец 2005г. их количество уменьшилось почти на 40%(см. Табл. 1).


Таблица 1 – Количество хозяйствующих субъектов, включенных в Госреестр


2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Количество хозяйствующих субъектов, включенных в Госреестр 312 300 265 205 197 190

Советом Министров утверждены следующие предельные уровни рентабельности на товары, производимые и реализуемые организациями-монополистами на территории Беларуси(см. Табл. 2)[3,с. 24-25, 29].


Таблица 2 – Предельные уровни рентабельности на товары, производимые и реализуемые организациями-монополистами на территории Беларуси

Товары

Уровень рентабельности

(в % к себестоимости)

Топливные брикеты 40
Товары (работы, услуги) металлургических, машиностроительных, деревообрабатывающих организаций, организаций химической, нефтехимической, промышленности строительных материалов, других отраслей 25
Товары (работы, услуги) организаций легкой промышленности 35
Хлеб, хлебобулочные изделия, мука, детское питание 15
Молоко и молочные товары 15
Мясо и мясные товары 10
Пищевая соль 40
Товары издательской деятельности 30
Лекарственные средства и изделия медицинского назначения 25

По результатам проведенного в январе-августе 2008 г. Департаментом ценовой политики Минэкономики мониторинга более 30 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения на товарных рынках установлен факт монополизма:

ПРУП облгазы (ПРУП «Брестоблгаз», ПРУП «Витебскоблгаз», ПРУП «Гомельоблгаз», ПРУП «Гроднооблгаз», ПРУП «Минскоблгаз», РУП «Мингаз», ПРУП «Могилевоблгаз» по товарной позиции «распределение газообразного топлива по трубопроводам и его продажа»;

РПУП «Строммашина» по товарной позиции «краны башенные»;

РУП «Главгосстройэкспертиза» по товарной позиции «услуги по проведению государственной экспертизы архитектурных и строительных проектов».

Утратили доминирующее положение на товарных рынках республики:

РТУП «Беларусьторг» по товарной позиции «оптовая торговля каменным углем»;

СМ РУП «Дорстроймонтажтрест» по товарным позициям «строительство и ремонт сооружений на железных дорогах» и «строительство и ремонт сооружений на железных дорогах»;

РУП «Минский вагоноремонтный завод» по товарной позиции «ремонт железнодорожных вагонов»;

КУП «Новогрудский завод металлоизделий» по товарным позициям «стеллажи библиотечные мобильные» и «стеллажи библиотечные стационарные».

Все они включены в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Всего в этом Реестре (республиканский уровень) по состоянию на 19.08.2008 г. находятся 153 хозяйствующих субъекта[4].

Однако уже на 01.04.2010 г., согласно списку, опубликованному на сайте Минэкономики, монополистами признано 157 предприятий и организаций. Наибольшее их количество зафиксировано в машиностроении и металлообработке (56), отраслях производственной и социальной инфраструктуры (24), химической и нефтехимической (19), пищевой (17) и в промышленности строительных материалов (14). В этом списке значатся крупнейшие отечественные предприятия, в т.ч. МАЗ, МТЗ, Амкодор, БелАЗ, Гомсельмаш, Белкалий, Белшина, Нафтан, Мозырский НПЗ, БМЗ, Велком, МТС и др.

На сайте Минэкономики также размещен госреестр естественных монополий. Таковыми в соответствии с Законом 2034-XII являются организации, которые, с точки зрения антимонопольного органа, при отсутствии конкуренции способны удовлетворять спрос на товарном рынке эффективнее. Сейчас в списке "эффективных монополистов" 29 организаций: в сфере услуг по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам (10), по электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению (6), связи (2), по услугам транспортных терминалов, аэропортов, железной дороги, обслуживанию воздушного движения (11).

Таким образом, по мнению Департамента ценовой политики Минэкономики, позитивным для белорусской экономики является монопольное положение Белтелекома, Белпочты, БЖД и некоторых других.

Реальный путь преодоления монополизма – демонополизация экономики, децентрализация управления, разгосударствление и приватизация, создание альтернативных производств, формирование необходимых элементов инфраструктуры[5].

Демонополизация – снижение концентрации производства товаров (продуктов, услуг) и создание необходимых условий для развития конкуренции на товарных рынках. Демонополизация экономики ставит свой задачей формирование конкурентных отношений в сферах производства и обращения товаров и услуг, финансов. В рамках задач построения экономики рыночного типа и интеграции в мировое хозяйство демонополизация является одной из важнейших составляющих рыночных реформ.

Цель, основные задачи и принципы демонополизации экономики отражены в первом в истории Беларуси антимонопольном законе «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 12 декабря 1992г., действующего в редакции закона от 10 января 2000г. комплексных программ демонополизации народного хозяйства РБ на 1993-1994 гг., в Программах демонополизации и на 1998-1999 г.

Одним из приоритетных секторов экономии при проведении демонополизации были определены торговля и общественное питание. Продолжающаяся структуризация сферы торгового обращения создала условия для формирования конкурентной среды внутренней и внешней торговли.

Главным в проведении демонополизации должна быть не борьба с монополизмом вообще, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых условий для формирования рыночных отношений, для становления предпринимательства и конкуренции.

Конкурентоспособность экономики любой страны во многом определяется наличием сектора многоотраслевых или вертикально интегрированных корпораций, в рамках которых достигается концентрация промышленного капитала, инвестиционных ресурсов, наукоемких технологий и высококвалифицированных кадров. Такой корпоративный сектор может по праву рассматриваться базис современной конкурентной экономики.

Вместе с тем мировая практика показывает, что неконтролируемые процессы концентрации капитала могут привести к нежелательным последствиям. Корпоративные структуры являются одной из форм монополизации экономики.

В условиях Беларуси создание финансово-промышленных групп (ФГП) возможно в перспективных отраслях – нефтехимической, радиоэлектронной, деревообрабатывающей, медицинской, топливно-энергетическом комплексе и др.

На макроуровне интеграция осуществляется путем формирования в экономике страны хозяйственных блоков – кластеров, включающих фирмы, организации, связанные выпуском конечной продукции и географическим положением. В настоящее время для эффективного развития конкурентной среды в Республике Беларусь необходимо создание кластеров, ориентированных на: промышленное производство; в отраслях, связанных с «новой экономикой»; информационные технологии и т.д. Необходимо также создание таких кластерных структур, как технопарки и технополисы.

В Беларуси функции действующих технопарков в основном сведены к поддержке, оказанию сервисных услуг и посреднической деятельности предприятиям, особенно малым, уже наладившим выпуск своей продукции. В стране функционирует 5 технопарков, такие как Национальный инфопарк, Парк высоких технологий, Научно-технологический парк «Метолит», Научно-технологический парк при БГУ, Технологический парк «Могилев».

В настоящее время в Беларуси проводится работа по формированию инновационно-информационного поля, основой которого станет создание академтехнополиса, куда войдут научно-исследовательские организации Национальной академии наук с их научно-производственной базой, а также промышленные предприятия, компании, приступающие к технологическому обновлению производства и внедрению высоких технологий.

Использование эффекта отраслевого, межрегионального и транснационального характера интегрированных корпоративных структур позволит повысить эффективность белорусской экономики.

Формирование рыночных отношений диктует необходимость преодоления государственного монополизма и сокращения прямого регулирования, в т.ч. ценового, использования экономических методов в государственном управлении. Поэтому в последующем ценовое регулирование сведется лишь к регулированию цен на продукцию, услуги, обеспечивающие национальную, продовольственную и экологическую безопасность; антидемпинговому законодательству, направленному на защиту отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции зарубежных компаний. Как и в странах Западной Европы, ценовое регулирование на внутреннем рынке будет заменено более совершенной формой - антимонопольным регулированием.

В его основе - выявление и устранение злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов на товарных рынках, предотвращение сговоров по установлению как монопольно высоких, так и монопольно низких цен, препятствующих вхождению на рынок других агентов, устранение условий неоправданной ценовой дискриминации в отношениях. В тактическом плане для поддержания конкурентной среды пришло время решительно пресекать факты недобросовестной конкуренции, когда усилия хозяйствующих субъектов направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, которые могут причинить убытки конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Предполагается разрешать подобные прецеденты в судебном порядке[6].


3 Проблемы и перспективы антимонопольного регулирования на современном этапе


Проблема монополизма является актуальной не только стран с развитой рыночной экономикой, но и государств, которые переходят от централизованно управляемой к рыночной экономике. Однако следует иметь в виду, что причины существования этой проблемы у них разные.

В Беларуси, как и в других республиках бывшего СССР, монополизм имеет глубокие исторические корни. Основы монопольной структуры производства и распределения были заложены в России еще до октября 1917 г. (в то время Беларусь входила ее состав) и прямиком проследовали в социалистическую плановую экономику.

По своей сути, административный монополизм - это искусственное создание привилегированного положения отдельных субъектов, которое позволяет навязывать своим партнерам и обществу в целом собственные интересы и условия, игнорируя их реальные потребности.

Провозглашение перехода на рыночные отношения отнюдь не уничтожило монопольную структуру нашей экономики. Наоборот, первые шаги в сторону рыночной экономики обнажили ее порочность и сделали ее недостатки очевидными не только для хозяйствующих субъектов, но и для всего населения.

Антимонопольное регулирование в рыночной экономике сопровождается уменьшением злоупотреблении со стороны монополий, в национальной экономике - появлением новых видов монополий и форм их проявления.

Реформы 90-x годов в белорусской экономике сопровождались дезорганизацией управления, укреплением монопольных структур, ростом негосударственных образований спекулятивно-коммерческого типа, их сращиванием с государственными формированиями, сопровождаемым скрытым подкупом должностных лиц.

Особенностями переходного периода является резкая активизация антимонопольной направленности экономической политики, энергичная деятельность антимонопольных органов в начале 90-х годов и столь же резкий их спад к настоящему времени.

Анализ белорусских программ демонополизации экономики и антимонопольного закона, а также итогов пятилетнего периода их реализации показал, что в республике произошла трансформация общественно-экономической системы, выразившаяся в усилении монополизма и криминализации бизнеса, приведших к неэффективной экономике и отсутствию рыночной конкуренции.

Эффективность антимонопольного регулирования в Республике Беларусь снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, наличие диффузии институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования, бюрократизм и коррупция в государственном аппарате. Антимонопольное регулирование не позволило создать правила поведения субъектов на рынках, защитить права малых и вновь создаваемых предприятии, обществ и товариществ от рыночной власти хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

Государственное антимонопольное регулирование нуждается в детальном анализе ситуации па товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется состоянием государственной статистики как с точки зрения методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, отсутствуют данные о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, движении акций, недостаточно информации о монополизации экономики, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др.

Отечественная статистика не содержит многих необходимых сведений, позволяющих провести достаточно полный и всесторонний анализ степени монополизации экономики. Информационный голод не уменьшается, а по ряду позиций растет. Монополия на информацию развивается вследствие коммерциализации информационной области. Без реформы системы экономических отношений, соответствующей институциональной среды антимонопольное регулирование не может быть эффективным.

Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.

Проведение эффективной антимонопольной политики невозможно без соответствующей правовой базы. В Республике Беларусь 10 декабря 1992 г. Верховным Советом был принят закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», который введен в действие с 1 марта 1993 г.

Закон, с одной стороны, определяет организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности, а с другой – направлен на создание условий для развития конкуренции в целях эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей.

В Законе определены цели, объекты и методы антимонопольного регулирования, а также задачи, функции и полномочия образованного с этой целью Государственного комитета РБ по антимонопольной политике – в настоящее время он называется Департаментом антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики

В Законе дается определение понятий «доминирующее положение» и «государственная монополия». Доминирующее положение на товарном рынке (доминирующее положение) - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам.

Законом запрещается деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, если она имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей посредством:

создания препятствий для доступа на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;

изъятие товаров из обращения, ограничения производства, имеющие целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;

установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

заключения и (или) исполнения договора, в котором навязываются невыгодные, не относящиеся к предмету договора условия для контрагента;

заключение соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами;

заключение соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;

включение в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и др.

Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков посредством:

осуществления контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

принятия в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

осуществления государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;

осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

оказания содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и др.

В случае, когда положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и тарифов, иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта с целью установления факта злоупотребления таким положением.

Принятие мер для осуществления реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, осуществляется с учетом одного или нескольких условий:

возможности организационного обособления предприятий или их структурных единиц;

отсутствия тесной технологической взаимосвязи предприятий, структурных единиц;

разграничения сфер деятельности предприятий, структурных единиц в рамках узкой предметной специализации;

невозможности в силу причин экономического или политического характера привлечения других контрагентов на соответствующие товарные рынки.

Государство осуществляет контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, за преобразованием государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках.

Антимонопольный орган вправе дать согласие (или отказать) на создание, реорганизацию холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, если это не приведет к возникновению или усилению их доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции.

В целях содействия развитию товарных рынков и конкуренции антимонопольный орган может направлять соответствующим государственным органам и хозяйствующим субъектам предложения об (о):

изменении сфер применения свободных или регулируемых цен, в том числе об установлении предельных цен либо предельного норматива рентабельности товаров, производимых или реализуемых хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением на товарном рынке;

создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет государственных инвестиций;

привлечении иностранных инвестиций;

финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения на товарном рынке отдельных хозяйствующих субъектов и других мер экономического протекционирования;

лицензировании экспортно-импортных операций;

внесении изменений в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Осуществлять общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства имеют право общественные организации потребителей, другие общественные объединения, уставы которых ставят своей целью защиту потребителей от злоупотреблений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

Они вправе:

подавать в антимонопольный орган заявления о фактах нарушения антимонопольного законодательства и вносить предложения по их устранению;

обращаться в суд с исками в защиту прав, свобод и законных интересов своих членов и других лиц от деяний, нарушающих антимонопольное законодательство;

проводить собственную экспертизу на соответствие действий фирм требованиям антимонопольного законодательства и информировать общественность о результатах экспертизы.

Запрещаются соглашения государственных органов с хозяйствующим субъектом, которые имеют своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам „ законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе соглашения, направленные на:

раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам, по кругу потребителей;

исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

незаконное повышение, снижение или поддержание цен. Государственным органам запрещается принимать (издавать)

акты, заключать соглашения, совершать иные действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан.

В случае совершения хозяйствующими субъектами, государственными органами, их должностными лицами противоправных деяний антимонопольный орган выносит предписания об устранении их вредных последствий, а также налагает на виновных административные штрафы.

За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение законных решений (предписаний) антимонопольного органа по решению суда с виновных хозяйствующих субъектов взыскивается штраф в размере до 10 % дохода за год, предшествующий совершению правонарушения.

Прибыль, незаконно полученная хозяйствующим субъектом, взыскивается судом и направляется в бюджет.

Таким образом, некоторые правовые нормы антимонопольного закона Беларуси перекликаются с нормами антитрестовского законодательства США. Вместе с тем в Законе нашли отражение особенности экономики Республики Беларусь, структуры управления и специфика ее правовой системы[7, с 177-181].

Очередным этапом антимонопольного регулирования является период 2002—2003 гг., когда 16 декабря 2002 г. был принят закон «О естественных монополиях», а 2 декабря 2002 г. — закон «О противодействии монополистической деятельности и развитей конкуренции» от 10 декабря 1992 г. дополнен отдельной главой 4 «Недобросовестная конкуренция». Начиная с 2002 г. общие принципы антимонопольного регулирования были распространены на особые сферы экономики — финансовые рынки, банковскую среду, отрасли естественных монополий. Приняты также законы применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота, такие как закон «О защите прав потребителей» (2002 г., является новой редакцией закона аналогичного названия от 19 ноября 1992 г.), закон «О рекламе» (1997 г.), а также различные нормативные документы, которые способствовали более четкому пониманию цивилизованной конкуренции.

Необходимо отметить, что отдельные предприятия и объединения таких отраслей (подотраслей), как промышленность, энергетика, транспорт, связь, строительный комплекс не претерпели заметных организационно-структурных преобразований, что стало причиной сохранения в них неконкурентной среды и доминирующего положения на республиканском и местных рынках товаров (работ, услуг) субъектов этих отраслей, а также высококонцентрированных рынков.

В Беларуси свидетельством монополизма (установления факта доминирования хозяйствующего субъекта) служит владение не менее чем 30% рынка товаров народного потребления и услуг и 45% рынка товаров производственно-технического назначения. При покупке акций антимонопольный орган осуществляет контроль (дает согласие на дальнейшее приобретение), если покупатель завладеет более чем 25% акций[3, с 72-73].

Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

В целях совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».

Указ Президента Республики Беларусь направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков.

В Указе расширяются права антимонопольного органа, в части:

возможности применения действенных мер, направленных на пресечение монопольных действий органов управления и юридических лиц, приводящих к ограничению или устранению конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию;

заключения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашений, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги);

обращения в установленном порядке в суды без уплаты государственной пошлины с исковыми заявлениями (жалобами) о признании недействительными договоров (соглашений), заключенных (совершенных) в нарушение антимонопольного законодательства;

осуществления иных прав, определяемых другими законодательными актами и постановлениями Правительства.

Реализация указанных прав позволит антимонопольному органу проводить эффективную государственную антимонопольную политику.

Указ расширяет права антимонопольного органа по пресечению действий (бездействия), в том числе по отмене не соответствующих законодательству правовых актов, совершенных (изданных, принятых) государственными органами, объединениями юридических лиц, результатом которых может являться ограничение конкуренции.

Практика рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения антимонопольного законодательства, показывает, что нарушения антимонопольного законодательства допускаются, прежде всего, органами управления, объединениями юридических лиц.

Данная норма не является наделением антимонопольного органа дополнительными полномочиями, а конкретизирует права, предоставленные антимонопольному органу Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

Указ позволит упростить действующий порядок и административные процедуры, осуществляемые антимонопольным органом при государственном антимонопольном контроле за экономической концентрацией посредством введения пороговых значений.

Введение пороговых значений не является новой административной процедурой, а наоборот сократит количество обращений в антимонопольный орган по вопросам согласования приобретения юридическим или физическим лицом, их группами, а также иностранным государством, международной организацией или их органами прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа.

Введение пороговых значений исходит из многолетней практики антимонопольного органа Республики Беларусь и согласуется с мировым опытом (Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Межгосударственного совета по антимонопольной политики СНГ (МСАП), Международной конкурентной сети, ФАС РФ, Антимонопольного комитета Украины) в области конкурентной политики, при котором в антимонопольном законодательстве в качестве критериев пороговых значений для получения согласия антимонопольного органа при экономической концентрации применяются стоимость активов или годовой оборот компаний.

В Указе на законодательном уровне закрепляется право антимонопольного органа заключать соглашения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, в которых определяются:

обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц;

пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги).

В соответствие с нормами Указа организации – монополисты принимают на себя обязательства по недопущению нарушения антимонопольного законодательства и соблюдению пределов изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в условиях освобождения от обязанности формирования (применения) регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), предусмотренной для юридических лиц, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

Такая мера, с учетом проводимой политики по либерализации условий ведения бизнеса, позволит применять в отношении предприятий – монополистов более прогрессивный метод регулирования, позволяющий им развиваться, не осуществляя при этом противозаконную монополистическую деятельность.

В 2010 году планируется:

разработка законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам административной ответственности», предусматривающего, в том числе усиление административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, введение прямых запретов на все формы недобросовестной конкуренции, введение экономической ответственности.

в качестве меры, обеспечивающей эффективность проведения государственной антимонопольной политики, будет организован мониторинг товарных рынков по выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, который будет осуществляться всеми органами государственного управления, в том числе облисполкомами и Минским горисполкомом.

Также одним из направлений реформирования в области антимонопольной политики планируется вместе с антимонопольными органами стран СНГ провести совместные расследования на рынках цемента и зерна. В частности, антимонопольные органы уже имеют опыт проведения совместных расследований на рынке авиаперевозок, касающиеся озабоченности с ростом цен на перевозки, качеством услуг в этой сфере. Аналогичное совместное расследование проводится на рынке телекоммуникаций. Оно касается мобильной связи, цен на услуги роуминга, IP-телефонии. В этом секторе тоже имеются элементы монополизма. Но здесь только приступили к проведению расследования[8].


Заключение


Таким образом, монополии па современном этане, с одной стороны, это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.

Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии, оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению: экономически «хилых» предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не позволяют исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

Таким образом, монополия обусловливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствие монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большое вред народному хозяйству.

С другой стороны количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них - практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной "данью" в свою пользу. Покупатели вынуждены приобретать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов. Логически доказано, что совокупность конкурентных фирм в данной отрасли произведет больше монополиста в этой же отрасли (за исключением коммунальных служб, метрополитена и т.п.)[8,с.149-150].


Список использованных источников


Современная политическая экономия: Учеб. пособие / Т.И. Адамович, С.А. Бородин, П.С. Лемещенко и др.; Под общ. ред. П.С. Лемещенко.— Мн: Книжный Дом; Мисанта,2005.-472 с.

Современная Беларусь. Т.2: Экономический и научный потенциал – 31250.

Ганакова Е.В. О государственных реестрах хозяйствующих субектов. // Экономика. Финансы. Управление. - №3 – 2006. – с. 24-29

Монополисты сезона. // Экономическая газета - №66 (1184) – 2008.

Специфика и эффективность антимонопольного законодательства Республики Беларусь. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.court.by/publications/announcements/19-2004/c28b1c6c2d4486b8.html

Полещук И. Правительство - за конкурентный рынок с регулированием... // Экономическая газета - №2(290) – 2006 / Факты, комментарии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://neg.by/publication/2006_01_06_6504.html

Микроэкономика: Учебное пособие / С.А.Константинов, В.А.Воробьев, Л.В.Пакуш, A.M. Филипцов и др. - Астана: Фолиант, 2006. - 520 с.

Антимонопольная политики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf/519ff0db1052e74fc2256d750023d22e/83a7b6eb2c651766c225726b00392d1d?OpenDocument&ExpandSection=5%2C2%2C1#_Section5

Ленский Е.В. Л46. Корпоративный бизнес/Под. ред. О.Н.Сосковца.- Мн.:«Армита - Маркетинг, менеджмент»,2001.-480 с.

Похожие работы:

  1. • Государственное регулирование инвестиционной деятельности в ...
  2. •  ... Местное самоуправление в Республике Беларусь
  3. • Международное право в правовой системе Республики Беларусь
  4. • Порядок назначения референдумов в Республике ...
  5. • Источники конституционного права Республики Беларусь
  6. • Проблемы национальной экономики республики Беларусь
  7. • Принципы действия уголовного закона Республики ...
  8. • Республика Беларусь как пример открытой рыночной ...
  9. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  10. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  11. • Гражданство Республики Беларусь
  12. • Конституционный строй Республики Беларусь
  13. • Совет министров и Правительство Республики Беларусь, их ...
  14. • Оценка масштабов теневой экономики в Республике ...
  15. • Управление иностранными делами
  16. • Место Республики Беларусь в мировой экономике
  17. • Конституционное устройство республики Беларусь
  18. • Президент республики Беларусь
  19. • Республика Беларусь как объект туризма
Рефетека ру refoteka@gmail.com