Рефетека.ру / Международные отношения

Реферат: Король Иордании Абдалла и ближневосточное урегулирование


РЕФЕРАТ:

КОРОЛЬ ИОРДАНИИ АБДАЛЛА И БЛИЖНЕВОСТОЧНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ


Личность покойного короля Хусейна поначалу затмевала фигуру его сына и наследника, нынешнего короля Иордании Абдаллу. Поэтому и были обоснованы опасения на Западе и на Ближнем Востоке, в частности в Израиле – станет ли нынешний король идейным преемником своего отца и проводником его внешней и внутренней политики. Израильский профессор из Бар-Иланского университета Джеральд Стейнберг писал: «Более сорока лет Израиль имел политические связи не с Иорданией, а лишь с одним человеком»1.

Иордания – краеугольный камень стабильности на Ближнем Востоке. Ее роль как стратегической зоны представляет собой базисную аксиому всех израильских стратегических планов. Более половины населения Иордании состоит из палестинцев, поколения которых на протяжении многих лет росли ущемленными в правах и лишенными сильных позиций в королевстве. И возможность их выхода на уличные демонстрации всегда была чревата тем, что эти волнения могли перекинуться и на территорию Западного берега р. Иордан.

Когда Хусейн в 18-летнем возрасте стал королем, он сразу столкнулся с большими опасностями. Но их оказалось не меньше и впереди – заговоры, покушения, столкновения с палестинцами... Не было отношений с Израилем, не было поддержки США... Хусейн умело балансировал между сложными отношениями с Сирией, Ираком, Израилем, Западом. И он прошел через это, распахав благодатную борозду на песке и камне, совершив в своей жизни то, что израильский государственный деятель Шимон Перес назвал «умением делать мир». иордания король абдалла политика

Сын Хусейна Абдалла занял трон уже в зрелом возрасте и при иных, гораздо более благоприятных для него обстоятельствах. Он получил от отца не только королевство, но и славу его имени, отблеск которого ко многому обязал нового монарха, хотя и мешал разглядеть его подлинное лицо и истинные намерения.

Еще до смерти Хусейна, а затем и после его кончины в феврале 1999 г., «иорданская тема» стала главной в средствах массовой информации во многих странах мира. Вот что говорит по этому поводу Ш.Перес: «Пожалуй, мне было бы трудно назвать какую-либо страну величиной с Иорданию, которая смогла бы привлечь такое поразительное собрание наиболее выдающихся лидеров нашего времени... Хусейн добился превращения королевства, на котором лежала тень сомнения, в королевство, вызывающее к себе уважение». Ш.Перес отметил новое, ставшее знаковым на Ближнем Востоке обстоятельство, которое увидели многие. «Нам, израильтянам, это событие казалось миражем. Не только потому, что Асад стоял так близко, хотя все еще так далеко – как олицетворение разногласий и громадной дистанции, нас разделяющей... Рядом стояли многие арабские лидеры, одетые в дорогие, украшенные золотом одежды и куфии, и все это совместное присутствие как бы утвердило тот новый менталитет, который был создан королем Хусейном»2.

Присутствие большой израильской делегации на похоронах короля Хусейна показало, что политика дружественных отношений и сотрудничества с Иорданией не ограничена только одной, стоявшей у власти, израильской партией и распространяется на самый широкий социальный и политический спектр страны.

У истоков возникновения этих новых общественно-политических отношений на Ближнем Востоке, в частности между Израилем и Иорданией, стояли король Хусейн и погибший в 1995 г. от рук израильского террориста тогдашний премьер-министр Ицхак Рабин. В интервью, которое Хусейн дал в 1996 г. в Лондоне специалисту по ближневосточным делам д-ру Ави Шлейму, король вспоминал, как И.Рабин сказал ему: «Когда соглашение о мире прошло в кнессете, это случилось по воле значительного большинства. Это не было соглашение только с Рабочей партией, это был мир со всем Израилем»3.

Абдалла ясно дал понять, что он продолжит политику своего отца в отношении Израиля и будет всячески содействовать развитию мирного процесса на Ближнем Востоке. Израильский генерал Одед Гранот назвал Абдаллу «ближневосточным лидером нового типа, подобного которому мы не видели ни в одном арабском государстве»4. И все же от того, в какой степени сможет новый король соответствовать уровню своего отца, зависит, в частности, и то, продолжит ли Иордания играть ведущую роль в стратегии Ближнего Востока или она будет отодвинута Египтом или Сирией.

Одним из ключевых блоков израильской политики стало развитие взаимодействия с Иорданией по вопросам безопасности и стабильности в регионе, Основы такого взаимодействия уже были заложены в Осло и Уай-Плантейшн. Актуальность этих соглашений, равно как и отношений с Иорданией, особенно очевидны на фоне «холодного» мира с Египтом, выжидательной политики сирийского президента Х.Асада и обострившейся проблемы палестинцев, пребывающих в перманентной готовности перейти от отдельных террористических актов к войне с Израилем.

Энтони Кордесман, специалист по Ближнему Востоку из Вашингтона, считает, что переходный период в Иордании – первый шаг в долгом процессе, который будет длиться в течение следующего десятилетия и окажет влияние на мир и стабильность в регионе5. По мнению Рона Синовича, если вначале Абдаллу и будут поддерживать в Иордании, то в дальнейшем именно израильско-палестинские переговоры сделаются фактором давления на него внутри страны6.

Однако у нового короля оказалось и без того немало трудностей, среди которых две основные: первая – это стоящая на грани катастрофы экономика Иордании; вторая – государственная безопасность страны. В свое время король Хусейн был вынужден сотрудничать с исламской оппозицией, раздавать привилегии проживающим в его стране этническим и религиозным меньшинствам, привлекать на свою сторону непокорные восточноиорданские племена, подкупать их и дарить им свою благосклонность.

Безопасность и стабильность Иордании во многом зависит и от того, сможет ли новый король Иордании, с присущим Хусейну умением, продолжать лавировать между арабскими режимами. Первые же месяцы правления Абдаллы показали, что в этом плане он многое унаследовал от отца. При дворе и за его пределами о нем говорили разное: он хороший военный специалист, но не политик; он лучше говорит по-английски, нежели по-арабски; «он не король Хусейн, который мог видеть вещи далеко за горизонтом...»

Незадолго до кончины короля Хусейна кронпринц Хасан вызвал к себе во дворец начальника Генерального штаба генерала Мари Каабне и приказал ему подготовиться к передаче наследования власти в Иордании. Он сказал ему: «Оповестите ваших генералов, что король пребывает в тяжелом состоянии, и поэтому они должны быть готовы к любому возможному развитию событий в будущем»7. Генерал М.Каабне, которого король Хусейн лично назначил на эту должность, был неприятно поражен приказом Хасана, полагая, что его причастность к этому делу означает государственную измену, В то же время в королевском дворце шла «война жен» – принцесса Сарват, супруга кронпринца Хасана, интриговала против королевы Hyp и ее детей, распуская слухи, что Hyp – еврейка, и даже родственница покойного израильского премьер-министра И.Рабина. Между тем Хасан, как и ныне Абдалла, должен был, по воле короля Хусейна, выполнить роль «временного» монарха, а затем передать трон принцу Хамзе, 19-летнему сыну Хусейна и королевы Hyp. В сущности Хасан, пользуясь тяжелой болезнью брата-монарха, решился на «дворцовый переворот». Узнав об этом, Абдалла вылетел к отцу в США, где тот лечился, и сообщил ему о сложившихся обстоятельствах. Вовремя прибывший в Иорданию Хусейн отменил принятое им ранее решение передать трон Хасану. Когда вскоре после этого король умер, его смерть не вызвала политические осложнений в стране, и в этом большая заслуга Абдаллы.

Дальнейшие шаги короля также показали, что он несомненно обладает политическим чутьем. За короткое время ему удалось установить тесные дружеские отношения со многими главными лицами, играющими важную роль в региональной и международной политике. Приоритетным направлением его внешней политики сделались Сирия и Кувейт.

Уже в апреле 1999 г., через два месяца после того, как он стал королем, Абдалла прибыл в Сирию для переговоров с Х.Асадам. Иорданский министр информации Нафа ал-Лози отметил, что этот визит короля в Сирию – часть его большого арабского турне, охватывающего страны Персидского залива, Ливию и весь регион, для установления экономических и политических отношений. По сообщению агентства Рейтер, сам король считает, что визит в Сирию – шаг, открывающий новую главу в иордано-сирийских отношениях8.

Дело в том, что Х.Асад отдалился от Иордании после того как она заключила договор с Израилем в 1994 г. Иордания же обвинила Сирию в том, что она старается подорвать ее стабильность. Израильский специалист по Ближнему Востоку М.Маоз считает, что Х.Асад пытается выяснить, пойдет ли Абдалла на охлаждение отношений с Израилем, если он пообещает ему взамен свою поддержку, в то же время Х.Асад хочет знать, какую «массу сирийского давления» может выдержать новый король. При этом сирийский лидер, похоже, не собирается мешать развитию мирного процесса в регионе, стараясь лишь усилить значение своей страны9.

В Иордании полагали, что возобновление дружеских иордано-сирий-ских отношений не отразится на ее отношениях с Израилем. Тарауна, бывший тогда премьер-министром, четко заявил, что если бы даже Х.Асад и выставил такое условие, то Иордания попросту бы проигнорировала его.

Связи Иордании с Израилем – наиболее существенная часть внешнеполитической ориентации Абдаллы, выстроенной по отношению к западным странам. Согласно хорошо информированным источникам, король понимает, что именно Израиль – его единственно реальный сосед, выступающий гарантом против любых возможных процессов дестабилизации в его стране. В то же время Абдалла буквально со дня своего восшествия на трон последовательно проводит политику своей причастности к важным политическим процессам в регионе.

В конце марта 1999 г. Иордания и Египет заявили о своей поддержке Палестинской автономии и ее праве на создание государства, что означало, что иорданский король официально объявил о своем непосредственном участии в наиболее важном на Ближнем Востоке политическом процессе. Это произошло после окончания встречи министра иностранных дел Иордании Абдула Илаха Катиба, его египетского коллеги Амра Мусы и секретаря исполкома ООП Махмуда Аббаса (Абу Мазена). Иордания и Египет подчеркнули, что стратегическая позиция в урегулировании ближневосточного кризиса требует неукоснительного выполнения резолюций 242 и 338 Совета Безопасности ООН. В то же время, в марте Абдалла провел ряд переговоров с лидерами арабских стран о расширении и укреплении политических, экономических и культурных связей между их странами и Иорданией.

В Израиле понимают, что внешнеполитические планы иорданского короля и его шаги в этом направлении не вызваны стремлением ущемить интересы Израиля, а продиктованы лишь острой необходимостью «угнездить» себя и арабском общественно-культурном пространстве. Специалист по Иордании из Хайфского университета Дан Шефтем отмечает: «Израиль настолько заинтересован в добрых отношениях с Иорданией, что если бы даже Абдалла и сосредоточился какое-то время только на арабских проблемах, то это ни в коей мере не могло бы отразиться на израильско-иорданских отношениях»10. И действительно, став королем, Абдалла, как бы стараясь подчеркнуть свою арабскую сущность, «приглушил» открытые связи с Израилем, В связи с этим израильские обозреватели считают крайне важным, чтобы израильские лидеры не оказывали на Абдаллу давления. Ибо его страна представляет собой часть арабского мира, и нельзя заставлять ее правительство в ее сотрудничестве с Израилем идти дальше, чем иорданские руководители считают реальным.

Иордания серьезно озабочена результатом израильско-палестинских переговоров по окончательному урегулированию.

Профессор Джеральд Стейнберг считает, что во время переговоров в Осло большой ошибкой сторон стало то, что не только не пригласили короля Хусейна, но даже не сообщили ему об этом. Соглашение в Осло стало полной неожиданностью для Хусейна и, как отмечает Дж.Стейнберг, король тогда понял, может быть больше, чем И.Рабин и Ш.Перес, что основы для создания палестинскою государства уже заложены. Именно поэтому, по мнению ученого, Хусейн для восстановления равновесия поспешил заключить мирный договор с Израилем и активнее включился в реализацию пунктов израильско-палестинской декларации. Перед смертью же Хусейн успел перехватить инициативу у Египта, который хотел играть ключевую роль на Ближнем Востоке и быть главным представителем арабских стран в диалоге с Вашингтоном.

Многие израильские аналитики считают, что если даже нынешнему иорданскому королю не хватит опыта прямо вмешаться в эти переговоры, тем не менее крайне важно, чтобы израильские лидеры уделили внимание равновесию интереса между палестинцами, Израилем и Иорданией.

4 марта 1999 г. король Абдалла позвонил тогдашнему главе израильского правительства премьер-министру Б.Нетаньягу и сообщил ему, что премьер-министром страны назначен Абдель-Рауф ар-Равабда.

Это решение иорданского короля заменить прежнего главу правительства новым стало его первым важным шагом во внутренней политике страны. Абдалла сменил также прежних министров, верных его дяде, кронпринцу Хасану, среди которых были сам Тарауна, а также зять Хасана, бывший министр информации.

Сразу после того, как А.-Р.Равабда и члены его кабинета приняли присягу, король послал премьер-министру многостраничное письмо, которое должно было стать программой действий правительства, «Мир – стратегический выбор для Иордании», – подчеркнул Абдалла. В своем письме король призвал новое правительство заботиться о региональной безопасности, укреплять связи с палестинцами и Израилем, а также с Сирией и Ливаном, с арабскими странами Персидского залива.

А.Равабда в 1983-1986 гг. был мэром Аммана и членом парламента. Он много сделал тогда для укрепления связей своего правительства со странами Залива. В 1995 г. А.-Р.Равабда заблокировал предложение в парламенте об упразднении соглашения с Международным валютным фондом и Банком, наблюдавшим с 1989 г. за ходом экономических реформ в Иордании.

Король также назначил главой Иорданского королевского двора Абдель-Карима Кабарити, бывшего в 1995-1996 гг. премьер-министром.

Профессор Ашер Сассер, специалист по Иордании из Тель-Авивского университета, характеризует А.-К.Кабарити как сильную личность и одного из наиболее ярких глав правительств Иордании. Как отмечает А.Сассер, А.-К.Кабарити пользуется гораздо большим общественным признанием, нежели А.-Р.Равабда, высший предыдущий пост которого был помощник министра. По мнению Сассера, назначение премьер-министром человека, стоящего по должности ниже Кабарити, свидетельствует о том, что король дал понять: – центр управления страной находится во дворце11.

А.-К.Кабарити во время пребывания у власти был сторонником отношений с Израилем, поддерживал мирный процесс и вообще играл значительную роль во внешней политике Иордании. Вместе с Баттыхи, нынешним главой иорданской разведки, А.-К.Кабарити приобрел известность человека, стремящегося изменить внешнюю политику страны и возобновить ее отношения с Сирией и Кувейтом. Поэтому Абдалла, тотчас же после своего вступления на трон, призвал к себе А.-К.Кабарита, обязав его преодолеть мешающие обстоятельства для налаживания отношений с Х.Асадом.

В начале марта, в Кувейте побывал министр иностранных дел Иордании. Он передал Шейху Джаберу аль-Сабаху пожелание короля Абдаллы восстановить отношения с его страной. Во время этого визита в Кувейте открылось посольство Иордании.

Газета «Джордан Таймс» писала в те дни, что отныне, после восстановления иордано-кувейтских отношений, иорданцы ежедневно выстаивают в очереди у кувейтского посольства в Аммане за получением разрешения на работу в эмирате. По сведениям страны Залива обещали обеспечить работой тысячи квалифицированных специалистов. У многих в Аммане появились даже опасения, что иммиграция иорданцев приведет к утечке мозгов и нанесет ущерб капиталовложениям в разоренную экономику страны. Но в то же время некоторые экономисты признают, что работа иорданцев за границей – это пока что наиболее вероятный путь, который поможет снижению безработицы в стране, где, как отмечает газета, существует один из самых высоких уровней безработицы в мире (по официальным данным – 14%, согласно независимым обзорам – 27%). Газета отмечает далее, что «отход» рабочих и служащих из Иордании в страны Залива облегчит бремя государственной безработицы, и вместе с тем благотворно отразится на отношениях Иордании со странами Залива12. (Такие отношения уже существовали в недавнем прошлом, когда тысячи иорданцев, работавших в странах Залива, посылали своим семьям деньги. После войны в Заливе все они были выдворены из Кувейта за проиракскую позицию короля Хусейна, в результате чего Кувейт разорвал дипломатические отношения с Иорданией. Тогда же возвратилась и семья нынешней королевы Рании, супруги Абдаллы, отец которой работал в Кувейте педиатром.)

Абдалла подтвердил приоритеты внешней политики своей страны в интервью, которое он дал корреспонденту CNN Кристиану Аманпуру:

«Вопрос. Вызвало ли укрепление отношений с арабскими странами опасения со стороны Израиля?

Ответ. Я не вижу оснований для опасения. Я пытаюсь делать то, чего хотел мой отец. Не думаю, что мирные отношения с одним государством (договор 1994 г. между Иорданией и Израилем, – Л.Б.) должны приноситься в жертву дружественным отношениям с другой страной. У нас с Израилем достигнут «теплый мир» и мы будем поддерживать его и впредь. Палестинцы расстроены тем, что со времени соглашения в Уай дело не тронулось. Но я преклоняюсь пред Арафатом за принятое им решение приостановить провозглашение Палестинского государства.

Вопрос. Разрешит ли Иордания использовать свою территорию в качестве базы для иракской оппозиции?

Ответ. Иордания не даст себя вовлечь во внутреннюю политику другой страны.

Вопрос. Безработица в Иордании составляет 27%. Таким образом, треть населения живет в бедности?

Ответ. Да, экономическое положение очень серьезное. Поэтому я просил правительство осуществить реконструкцию и поощрять инвестиции»13.

Иордания обеспокоена тем, чтобы ее не вытеснили из круга участников обсуждения переговоров по окончательному урегулированию. Она официально заявляет: «У нас имеются общие интересы в решении этих проблем и мы, в соответствии с подписанными многосторонними соглашениями должны внести свой вклад»14.

В конце мая король Абдалла прибыл в Газу для встречи с Я.Арафатом. Это был первый визит короля в Газу, целью которого было показать, что Амман сотрудничает с палестинцами накануне окончательных, переговоров, поскольку у него имеется блок своих интересов, связанных с такими вопросами как границы, беженцы, статус Иерусалима и др.15

Одним из источников разногласий между Израилем и Иорданией было присутствие организации «Хамас» и его активная деятельность на территории Иордании. «Хамас» – исламское движение сопротивления появился как подпольное вооруженное крыло движения «Братьев-мусульман» в полосе Газы в период возникновения интифады в декабре 1987г.

С помощью «Хамас» «Братья-мусульмане» надеялись играть решающую роль в политической жизни не только палестинцев, но и Иор-дании в целом, что непосредственно было связано с государственной безопасностью. Для привлечения широкого круга сторонников (среди учащихся школ, молодежи и остального населения) «Хамас» должен был утвердить себя не только как религиозную, но и как национальную альтернативу светскому руководству ООП. Подобно другим националистическим движениям, «Хамас» провозгласил лозунг – «освобождение Палестины от израильской оккупации». «Хамас», как исламское движение борется за создание исламского государства, которое, согласно идеологам движения, должно управляться по исламским законам. Первый лидер и создатель «Хамас» шейх Ахмад Ясин видел в таком государстве начальный этап, который должен привести в будущем к появлению наднационального исламского государства, Между тем, движения египетских и сирийских «Братьев-мусульман» оправдывали свой местный патриотизм, ссылаясь на центральную роль, которую их государства играли в исламской истории16. Однако «Хамас» не мог следовать этой модели, поскольку Палестина в своих нынешних границах никогда не существовала как единая политическая или административная единица в составе различных мусульманских империй, и никогда не была ведущим политическим центром.

Политизация ислама сопутствовала рождению Иордании как государства и считалась его естественной и органический составной. Со дня основания Трансиорданского эмирата дедом Хусейна Абдаллой, ислам служил одной из несущих опор легитимации режима и возрождения нации. Этому, конечно же, изначально благоприятствовало происхождение Хашимитов от пророка Мохаммеда (тот же фактор оказался важным и для легитимации правления Хашимитов в Сирии, Ираке, Иордании). Израильский специалист по Ближнему Востоку Ш.Бар отмечает, что «идеология Великой арабской революции» была не менее исламской, нежели национальной, а контроль над Иерусалимом после 1948 г. толковался иорданским режимом не только как арабская, но и исламская ответственность17. В то же время политическая роль ислама неоднократно подчеркивалась деятелями страны. «Монархия и религия – краеугольный камень безопасности Иордании», – сказал министр внутренних дел этой страны послу США в 1954 г.18

Организация «Братья-мусульмане» – наиболее ранний и сильный представитель исламской традиции в Иордании. Иорданский режим в 50-е годы способствовал этому движению и, в отличие от запрета на другие политические партии, предоставил ему широкий ряд религиозных, политических и экономических свобод. Это было сделано для того, чтобы противопоставить движение другим нелегальным политическим партиям, отрицавшим саму легитимность «иорданской сущности», – коммунистическим, различным группировкам насеровского толка, просирийским и проиракским партиям «Баас», а позже и палестинским федаинским организациям. Однако терпимое, и даже сочувственное отношение иорданского режима к «Братьям-мусульманам» исчезло, как только в начале 50-х годов политическая обстановка в Иордании дестабилизировалась. Изменения же в политическом климате страны произошли по ряду причин: аннексия Западного берега р. Иордан с многочисленным палестинским населением; убийство короля Абдаллы; отношение к молодому Хусейну как к неопытному правителю, когда многие были уверены что его дни в качестве монарха сочтены. Свою роль в этом общественном брожении сыграл и возбуждающий эффект пограничных столкновений с Израилем в 1953 и 1954 гг. Начали возникать разные идеологизированные партии, усиливавшие нестабильность страны.

В начале 60-х годов призывы за независимость палестинского народа стали сущим проклятьем для иорданского режима и воспринимались как прямая угроза территориальной целостности королевства. Западный берег превратился в центр палестинской организации, с которой взаимодействовали оппозиции левых партий и арабских националистов.

Режим пошел на применение суровых мер, и в сентябре 1970 г окончательно изгнал палестинские организации из Иордании, вместе с которыми были изгнаны и все марксистские группы и группировки. Случившаяся же в это время смерть египетского президента Г.А.Насера символизировала окончательную кончину насеризма, захватившего воображение арабских масс в 50-е – начале 60-х годов.

В своем интервью с королем Хусейном д-р Ави Шлейм спросил его: «Какова была позиция Израиля в кризисе “черного сентября” 1970 г. ?» Хусейн ответил: «Мы начали борьбу, ставшую поворотным пунктом в жизни Иордании. Мы делали все, чтобы предотвратить ее, но дальше уже нельзя было терпеть. Палестинское движение усиливалось и перекидывалось из деревень в города. Были десятки терактов, под взрывами бомб гибли и иорданские солдаты. Появилась опасность, что положение выйдет из-под контроля, и палестинская проблема приведет к расколу армии. Но этого не произошло. Израильская помощь выразилась в том, что Израиль не использовал в своих интересах положение в Иордании»19.

Восприимчивые к социальному фону «Братья-мусульмане» начали широкую критику правительственной политики. Основными причинами радикализации этой организации стали два события: египетско-израильский мирный договор, а затем исламская революция в Иране. Проиранские симпатии «Братьев-мусульман» стали более очевидными после иракского вторжения в Иран в сентябре 1980 г. После волнений же в апреле 1989 г. и последующими парламентскими выборами в ноябре того же года деятельность движения в Иордании привлекла к себе международное внимание. Эти события, свидетельствующие о политической раздробленности в стране, явились для Запада призраком исламской революции в Иордании, призраком, который мог постепенно (а то и внезапно) наполниться плотью, заправившись горючим материалом радикальных исламских движений в Египте или Алжире.

30 августа 1999 г. иорданские власти произвели неожиданные облавы и обыски в офисах «Хамас» и арестовали несколько членов этой организации20. Агентство новостей из Аммана сообщило, что аресты деятелей «Хамас» в Иордании будут продолжаться, а все их офисы, которые, якобы принадлежат подрядчикам, будут закрыты, Один из офисов – трехэтажная вилла в престижном районе Аммана Ар-Рабийе принадлежала лидеру этой организации Халиду Машалю и использовалась для политической деятельности членов «Хамас». Сам Х.Машаль и двое других наиболее известных деятелей Абу Марзук и Ибрагим Гоше находились в то время в Иране, куда они направились после того, как иорданской разведке стало известно об их связи с вооруженным крылом организации «Аззадин Касем»21.

Акция против «Хамас», получившая широкую огласку, была осуществлена благодаря тесному сотрудничеству сил иорданской безопасности с палестинскими властями и Израилем.

Руководство Палестинской автономии (ПА), крайне заинтересованное в устранении любых помех на пути к переговорам по окончательному урегулированию, еще до этого пыталось вести переговоры с лидерами «Хамас» и убедить их прекратить теракты против Израиля. 24 августа палестинская полиция арестовала в Бейт-Лехеме 12 активистов «Хамас» и «Исламского джихада», а в общей сложности полиция ПА в течение последнего времени арестовала 50 активистов этих организаций.

Ранее Иордания отрицала, что «Хамас» существует в стране легально, а его деятельность связывала с актами за пределами страны. Как писала иорданская пресса, израильские официальные лица, желавшие остаться анонимными, указывали: «Мы пытались доказать в прошлом, что присутствие этих офисов в Иордании не способствует мирному процессу между нашими странами, поскольку эти офисы являются организаторами террора. Для правительства Нетаньягу, которое не сомневалось в причастности лидеров “Хамас” ко взрывам бомб в Израиле, имелся веский повод организовать попытку убийства Машаля. Но этот инцидент вызвал кризис в отношениях между двумя странами»22.

Профессор Шимон Шамир, бывший в 1995-1997 гг. первым послом Израиля в Иордании, подчеркнул, что он расценивает акцию против «Хамас» как наиболее важный шаг, сделанный нынешним королем Иордании со времени его восшествия на трон23. «Начиная переговоры по окончательному урегулированию, Иордании очень важно иметь гармоничные отношения с США, Израилем и ПА, поскольку она сможет участвовать в обсуждениях по проблемам, которые касаются ее жизненных интересов», – отметил Ш.Шамир24.

Активисты «Хамас» болезненно отреагировали на неожиданные для них события и признали, что это стало ударом по лидерам и политическим деятелям их организации. Лидер «Хамас» в Рамалле Хасан Юсеф заявил: «Нет оправдания этому решению Иордании. “Хамас” не вмешивается во внутренние дела Иордании. Закрытие офисов не пойдет на пользу интересам арабской нации»25. Исламский активист из Бейт-Лехема шейх Хуссейн Сулейман заявил: – «Иорданские власти думают, что численность “Хамаса” сократится в результате этих мер, но на самом деле получается обратное. Эти меры придали “Хамас” больше смелости, помогая им перешагнуть через дозволенное». При этом он не пояснил, где проходит эта черта дозволенности, но дал понять, что “Хамас” не пойдет ни на какие уступки. Он отметил, что существование офисов в Аммане имело определенный «сдерживающий эффект на исламское движение»26.

12 сентября 1999 г. премьер А.-Р.Равабда в беседе с иностранными журналистами в Аммане заявил, что его правительство будет преследовать руководителей «Хамас» после их возвращения в Амман из Ирана, и обвинил их в том, что их деятельность подвергает опасности отношения Иордании с палестинскими властями. Отныне официальное сообщение о том, что иорданские власти начнут жестокие гонения на «Хамас», вызвало беспокойство среди деятелей этой организации и ее сторонников. Многие аналитики в Аммане выражали сомнение в том, что изгнание лидеров организации из страны поможет решить проблему. Однако они полагали, что власти путем давления заставят их отказаться от своих деклараций, которые воспринимаются как направленные к подрыву израильско-палестинских переговоров. Лидер «Хамас» в полосе Газы, Махмуд Захар заявил: «Если даже Иордания и предпримет какие-либо шаги против “Хамаса” в Аммане, это не сильно повлияет на движение».

Решительное выступление иорданских властей против радикальных исламских организаций, нашедших убежище в Иордании, произвело сильное впечатление на иорданское общество и породило противоречивые толки. Абдалла решил смягчить силу этого нанесенного радикалам удара и напомнить своим подданным, что он, их король, в принятии тех или иных решений, исходит исключительно из общеарабских и исламских интересов. В интервью с израильской газетой «Едиот Ахронот», которое было опубликовано в иорданской газете «Аль-Асвак», Абдалла призвал израильское правительство проявить решительность в продвижении мирного процесса. Он сказал, что если в течение ближайших месяцев в этом направлении ничего не изменится, то в таком случае, по его убеждению, разочарование в регионе будет гораздо более сильным, нежели в период правления Б.Нетаньягу27. Спустя неделю его премьер-министр А.-Р.Равабда заявил, что Иордания будет защищать права палестинцев иорданского происхождения, включая их право на возвращение. Он отметил, что Иордания не изменила своего взгляда на проблему Иерусалима и она по-прежнему будет опекать святые места ислама в Иерусалиме, защищая их от Министерства религии Израиля до тех пор, пока палестинцы не возьмут их под свое покровительство28.

22 сентября 1999 г. в Амманском аэропорту были арестованы прилетевшие из Тегерана трое лидеров «Хамас» – Абу Марзук, Халед Машаль и Ибрагим Гоше. Глава Отдела безопасности на Западном берегу Джибриль Раджуб подчеркнул, что не удивлен тому, что эти трое оказались в Иране, поскольку эта страна в течение многих лет финансировала их. Председатель организации «Братья-мусульмане» Джамиль Абу Бакир признал, что аресты лидеров «Хамас» произошли вопреки посредничеству и усилиям его организации29. В заявлении, направленном в агентство Рейтер в Аммане и Дамаске, представители «Хамас» назвали этот арест новой эскалацией кризиса на Ближнем Востоке и возложили на Иорданию ответственность за любые последствия ее репрессивных действий. Премьер-министр Иордании А.-Р.Рава-бда официально обвинил организацию «Хамас» в том, что она наносит вред национальной безопасности страны, складируя оружие и используя территории Иордании как базы для тренировочных лагерей. Дело в том, что уже были прецеденты, когда обученные в этих лагерях члены организации принимали участие в войнах далеко за пределами Иордании. Шейх Абдалла Аззам в 1980 г. отправился на войну в Афганистан, где вскоре и был убит30. Как известно, иорданец Хаттаб, который вместе с террористом Басаевым занимается похищением людей на Северном Кавказе, успел до этого убить многих грузин во время грузино-абхазского конфликта. По слухам, за чеченскими, а ныне и за дагестанскими делами внимательно следит палестинец по матери, известный террорист Осама Бин Ладен. «Хамас» неожиданно придал Иордании масштаб сопричастности к международному терроризму. Поэтому открытая борьба иорданских властей против этой организации стала огромным содействием мирному процессу на Ближнем Востоке.

В этом сыграло свою роль и израильско-иорданское сотрудничество в области разведки. В частности, в Аммане вновь открыт отдел Мосада, закрытый в связи с покушением на Х.Машаля.

Немаловажное значение имеют и личные отношения иорданского короля с президентом Сирии и, в частности, с его сыном Башаром. По сведениям с ссылкой на надежный источник, именно Башар содействовал тому, что Сирия также решила ограничить активность палестинских экстремистов, базирующихся в Дамаске. Израильский аналитик Барри Рубин полагает, что все эти меры – часть новой политики короля Абдаллы31.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Едиот Ахронот. 06.04.1999 (еженед. прил.).

Маарив. 18.05.1999.

Радио «Свобода». Прага, 05.02.1999.

The Jerusalem Post. 12.02.1999.

Jordan Times. 23.03.1999.

Bar Sh. The Muslim Brotherhood in Jordan. Tel-Aviv University. June 1998, c. 14.

Размещено на

Похожие работы:

  1. • Характеристика международных принципов урегулирования ...
  2. • Ближний восток в политике США и России на современном этапе
  3. • Сущность плана администрации США "большой Ближний Восток"
  4. • Международное положение Иордании в ближневосточном регионе
  5. • Место и роль США в урегулировании ближневосточной проблемы
  6. • Палестино-израильские отношения (1993-2000 гг.)
  7. • Абдаллах ибн Хусейн
  8. • Политологический анализ политики США и ЕС в урегулировании ...
  9. • Палестино-израильский конфликт в контексте истории
  10. • Международный аспект турецко-иракских отношений 1991-2002 гг.
  11. • Палестино-израильские отношения (1991-1993 гг.)
  12. • Иордания: Ожидание пророка
  13. • Палестино-израильский конфликт: возможности и пути ...
  14. • "Стена безопасности" между Израилем и Палестиной
  15. • Иордания
  16. • Внешнеполитическая стратегия Пакистана на Ближнем Востоке
  17. • Амман
  18. • История палестинского национального движения
  19. • Сирийско-ливанский кризис
Рефетека ру refoteka@gmail.com